Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Малыш боится темноты. Что делать? Ответ психолога

alt Джин
Здравствуйте, Ксения! Мой ребенок боится находиться один в комнате. Таскает везде за собой горшок. И я не могу приучить его спать в своей кроватке. Днем он сам ложится в кроватку, я ему читаю, и он засыпает, а ночью даже слышать ничего не хочет: Буду спать с мамой с папой, а уж о самостоятельном засыпании вообще речи нет. Подскажите, пожалуйста, как быть…
Ксения Швецова
Здравствуйте, Джин!
Большинство детей боятся темноты, им сложно засыпать одним в детской комнате, они плачут, просятся в комнату к родителям. Для детей до 7 лет боязнь темноты - вполне нормальное явление. В раннем возрасте (2-4 года) дети еще не понимают, что в темноте окружающие их предметы не становятся больше, именно поэтому в темноте маленькая плюшевая собачка вдруг превращается в огромную собаку благодаря детскому воображению. Ребенку, который боится, необходимо помочь, и если сделать это правильно и вовремя, страх не возьмет верх над малышом, не разрастется в ужас, а, наоборот, будет становиться все меньше и меньше, обесценится и, в конце концов, исчезнет без следа.
Предлагаю Вам игры, в которых преодолеваются конкретные детские страхи. Они разработаны известными практическими психологами-корректорами И.Я. Медведевой, М.И. Чистяковой, Т.Л. Шишовой, А.И. Захаровым и другими.
Страх темноты
Малыша, который боится засыпать в комнате без света и находиться в темных помещениях, ни в коем случае нельзя заставлять это делать! Надо понимать, что чадо боится вовсе не потому, что растет трусишкой: все дело в его богатом воображении, которое свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Поэтому вместе с ребенком приобретите веселенький ночничок в виде, например, волшебного гномика, который, конечно, не подпустит и близко всяких монстров! Потом, когда малыш перестанет прибегать к вам в слезах, «давайте гномику немножко отдохнуть» - отключайте ночник сначала на несколько минут, потом постепенно увеличивайте время, пока надобность в нем совсем не пропадет. Вместе с ночником можно купить красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, которые со всех сторон обнимут малыша, и никто его не обидит. И, наверное, даже не стоит об этом говорить, но все-таки не позволяйте ребенку смотреть ужасные мультфильмы, фильмы, которые не соответствуют его возрасту, тем более не надо делать это на ночь. Не провоцируйте его воображение и формирующуюся нервную систему.
«Зверушки в норке»
Лягте вечером с малышом в его постель. Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто Вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А Ваша норка совершенно безопасная, теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к Вам прийти. И Вы никого-никого не пустите и никому-никому не расскажете, где Ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.
От Вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой - это небезопасно!
Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.
«В темной норе»
Разыграйте с ребенком такую историю. Лиса (это Вы) пригласила Зайку (Ваш малыш) и Утенка (его изображает игрушка, а озвучивает Ваш ребенок - у него сразу две роли) в гости, заманила их в нору, пообещав угощение. Но как только зверята зашли в нору, лиса захлопнула дверь и закрыла на замок. Засмеялась и пошла, разводить огонь, чтобы сварить малышей себе на обед. Они оказались запертыми в полной темноте. Утенок сразу стал плакать и громко звать свою маму. А вот Зайчонок не растерялся и стал думать, как выйти из положения. И предложил утенку вырыть подземный ход. Они стали рыть, и вскоре в небольшую щелку проник свет. Через несколько минут друзья оказались на воле и радостные побежали домой. Лиса вернулась и чуть с ума не сошла от досады!
Норой должно служить помещение, в котором нет окон, например кладовка или ванная комната. Малыш заходит туда сам, Вы тихонько прикрываете дверь и голосом имитируете, как закрывается замок (не закрывайте ребенка по-настоящему!) Малыш «роет подземный ход», скребя пальцами по двери. Вы через некоторое время начинаете потихоньку приоткрывать дверь, чтобы в щелку проникало все больше и больше света, пока дверь не приоткроется достаточно, чтобы ребенок мог выйти. Обязательно как можно эмоциональней изобразите досаду лисы, чтобы ребенок хохотал, - он должен быть вознагражден за то, что сидел в полной темноте.
«Смелый разведчик»
Лучше, если эта игра станет эпизодом развернутой игры в войну, которую придумает папа (командир) с ребенком (разведчик или разведчица), а участвовать в ней будет вся семья, и у каждого будет свое боевое задание. Вашему чаду достанется такое. Нужно ночью, незаметно для врага, сходить на разведку. В темном помещении в разных местах раскладывается оружие. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру о состоянии вражеского арсенала. Командир награждает разведчика медалью за отвагу.
Хотела бы Вам порекомендовать книгу Т.Л. Шишовой «Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». В ней Вы встретите много игр и сказочных приемов, которые обязательно помогут Вашей крохе победить свой страх.
Кого или чего боится кроха…
Проигрывайте, прорисовывайте, лепите страхи вместе с ребенком. Находите самые положительные и жизнерадостные окончания любой предложенной малышом страшной истории. Попросите его нарисовать, что или кого он боится. Не отходите от него сейчас, а постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют. Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит. Дальше дайте волю детской фантазии, пусть он пририсовывает смешные детальки своему страху (рожки, улыбочки, бантики и др.), разукрашивает его, главное, чтобы окончательный вариант сегодняшнего страха принял форму смешного и ничуть не пугающего существа. Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие кусочки или смять и выкинуть в урну. Помогите ему в этом, да и у Вас появится возможность сблизиться с ребенком, показать ему, что Вы рядом, и не боитесь, а это очень сильная и важная поддержка для малыша.
Страх можно слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепёшку. Помните только про осторожность. Вы не учите ребёнка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами старайтесь не увлекаться и делать всё без ненужной жестокости. Будьте рядом, и пусть ребёнок почувствует, что защищён. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 28)
Ваша оценка:
2037 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................