Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Всего лишь игра? Слово в защиту ролевых игр

Всего лишь игра? Слово в защиту ролевых игрВсе мы с самого раннего детства учимся жить в мире людей. Сначала мама просто знакомит своего малыша с предметами и действиями взрослого мира. Потом появляются первые игры с теми самыми, изученными с мамой предметами, причем мама эти игры одобряет почему-то не всегда… А ведь это так интересно и увлекательно – вытряхивать содержимое ее дамской сумочки или стучать металлической ложкой по дну красивой эмалированной кастрюли!
Потом возникают первые игры с другими детьми. Вот тут-то, среди своих сверстников и детишек постарше, маленький человечек и начинает познавать все многообразие отношений между людьми. Игры в школу, в дочки-матери, в магазин длятся довольно большой отрезок детства, но на пороге взросления ролевые игры приобретают совсем иное значение. Подростка уже не удовлетворяют простые игры, основанные на бытовых сюжетах, ему давно знакомы эти роли, их он и так играет - в повседневной жизни. Его волнуют уже сами нюансы отношений, интересуют многие этические моменты. Подростки с удовольствием применяют на себя любую роль – и роль злодея, и роль добродетели, и роль судьи. Именно в такой игре он может увидеть адекватную реакцию общества на его поведение, поступки, решения. Но при этом не возникают психологические травмы, ведь игра идет «понарошку». Однако, реакция общества на совершенные в игре поступки – фиксируется в сознании. Поэтому в душе совсем еще юного человека остается след, остается понимание того, как нужно себя вести, какой шаг лучше сделать в тот момент, когда жизнь поставит перед выбором – большим или маленьким.

Что это такое и как в это играть?

При организации ролевой игры создаются различные модели мира с этическими, моральными нормами, со своими способами политических, экономических взаимоотношений. Безусловно, правила необходимо соблюдать, ведь на то это и игра. Но чаще всего эти правила - не жесткие. В основном отношения регулируются самим контекстом игры.  В сюжет обычно закладывается социальный или нравственный конфликт. И если участники принимают предложенные им обстоятельства и правила, то игра в скором времени превращается в некую сюжетную линию, протекающую по определенному сценарию. Взаимодействуя в игре, участники сами, исходя из своего жизненного опыта, формируют свои ролевые цели. В различных ситуациях решения принимаются сразу, но эти решения – не элемент написанного кем-то сценария. Это всегда свое, личностное действие, предпринятое игроком на основе собственного анализа ситуации. Под воздействием решений, которые принимают игроки, ситуация в игре меняется, меняется и контекст предложенного игрового сюжета. Ведь решения принимаются совершенно разными людьми, с разными опытом, знаниями, характерами, желаниями. В ролевой игре реальность того мира, в котором живут игроки, меняют они сами, и результат этих изменений ощущают на себе, потому что   идет сложное взаимодействие людей.
Стоит ли бояться участия в ролевых играх подростков?
Стоит ли бояться участия в ролевых играх подростков?Как и любой другой процесс с участием людей, ролевые игры имеют своих апологетов и ярых ненавистников. «Вовлекая в эти сомнительные занятия подростков, вы травмируете их психику! Вооружая их, вы пробуждаете в них агрессию!»   Сторонники развития ролевых игр слышат подобные выпады постоянно.

Да, играя в средневековых рыцарей или пиратов, подростки получают в руки игровое оружие, да, идут сражения. Подростки пробуют решать проблемы «силовым» путем, но очень быстро убеждаются, что решение, добытое агрессией не всегда самое   лучшее. Ведь «убивая» очередного игрока, теряешь часть информации, нужной для дальнейшей игры, хотя его можно было бы переманить на свою сторону. Кроме того, помахав вдосталь мечом на ристалище игровом, мало кто из подростков пойдет драться в подворотню. Зачем? Ведь он только что был благородным рыцарем!...Да и гормоны уже улеглись.

Главная задача подросткового возраста, равно как и проблемы, связанные с ее решением – это самоидентификация, самоопределение, выбор своего истинного «я», своего лица, определение своего внутреннего мира. Участие в ролевых играх и дают «юноше бледному со взором горящим» возможность примерить на себя разные роли. Прорепетировать жизнь со всеми ее составляющими. Каждый выбирает для себя ту роль, которая более всего отвечает его внутреннему состоянию на данный момент. Кому-то хочется из серого незаметного мышонка превратиться в героя, кому-то вместо положительного отличника хочется стать злодеем. А кто-то проигрывает в игре самые свои потаенные желания и стремления, которые стесняется показать в обычной жизни.

Согласитесь, даже взрослый человек не всегда способен спеть или станцевать на публику. Ну а в роли менестреля – почему бы и не спеть? А в роли бродячей актрисы, зарабатывающей себе на жизнь танцем – почему бы не сплясать?

Ведь это всего лишь игра?

 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 7)
Ваша оценка:
1180 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................