Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Трудное детство очкариков

У каждого из нас есть своя узенькая тропка, которая тянется за нами из детства, и бредут по ней наши комплексы. Причины комплексов могут быть самыми разными, но начало их обычно лежит в детском возрасте. В эту пору у человека начинает формироваться самооценка, его мироощущение, его представления о мире, самом себе и окружающих людей. И если в раннем детстве ребенок общается лишь с узким кругом любящих его взрослых, то, вступив в коллектив, будь то садик, или же школа, ребенок начинает сравнивать себя со своими сверстниками. В этот момент маленький человек начинает понимать, что людей вокруг много и все они разные. Хуже приходится тому, кто имеет какие-то   отличия от остальных детей, поскольку сравнивает не только он, сравнивают и его. Дети в массе своей   жестоки. Метко подмечая малейшие признаки «непохожести» одного с другими, они придирчиво проверяют на прочность характер этой «белой вороны».

Трудное детство очкариков«У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!». Любому, кто носит очки, с детства знакома эта дразнилка. Равно как и множество других, прочно поселившихся в детском фольклоре. Одно из «незабываемых впечатлений» школьного детства любого «очкарика» - бесконечные дразнилки. В этой ситуации особенно трудно приходится мальчикам. Ношение очков всегда ассоциируется с физической слабостью, поэтому каждому из них приходится прорываться через стереотип «отличника» – мальчика в очках, не интересующегося спортом и занятого постоянной зубрежкой.   
Психолог Мария Осорина считает, что «обзывание это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это и способ вступить в контакт, и возможность продемонстрировать себя, свои способности и заодно проверить «противника» - как он будет реагировать на дразнилки, на что окажется способен. В результате определяется место ребенка в социально-психологической иерархии группы. Кто-то будет лидером, а кто-то «изгоем». Это явление неизбежное, как на этапе формирования новой группы, так и при адаптации в группе нового ребенка.

Многие проблемы, связанные с обзыванием и дразнилками в школе можно решить одним лишь правильным отношением родителей ребенка к ношению очков. Часто родители, узнав о том, что ребенку необходимо носить очки, сами впадают панику, порождая тем самым в подсознании ребенка чувство ущербности и неполноценности. А когда «очкарик» приходит в класс, там всегда найдутся желающие проверить на прочность его уверенность в себе.

Если же родители воспримут факт ношения очков как необходимость, как факт, лишенный негативных эмоций, то и ребенку передастся их спокойное отношение к этому вопросу. Очень трудно дразнить того, кто уверен в собственной неотразимости и красоте, кто знает, что его лицо украшает модный аксессуар. Иногда достаточно только одной фразы авторитетного для детей взрослого, чтобы пресечь их попытки унизить другого или примирить с особенностями чужой внешности. Взрослый человек, чьим мнением ребенок дорожит, как бы  между делом может сказать: «Тебе так идет эта оправа, с очками ты выглядишь солиднее». Но в голосе говорящего не должно быть ни одной нотки фальши, иначе можно только усугубить обиду.   

Как бы не были неприятны дразнилки, как бы не пытались бороться с ними педагоги и   взрослые, есть один положительный момент - ребенок, прошедший испытание обзывалками, приобретает ценный коммуникативный опыт. Он знает, что на свете всякое бывает, знает, что нельзя расстраиваться, что надо держать себя в руках. Совершенствуется саморегуляция, ребенок научается самостоятельно находить нужные слова в соответствии с особенностями той конкретной ситуации, в которой он находится здесь и сейчас. Вдобавок к этому - ребенок учится различать мотивы нападавших (агрессия, шутка или включение в группу).

Соплеменники Кати Пушкаревой. В обществе существует два стереотипа восприятия очкариков.   Их видят очень умными и, в то же время некрасивыми людьми. При выделении «вооруженных линзами» из общей массы детей страдает, прежде всего, самовосприятие ребенка. Ведь у ребенка с плохим зрением его телесное «Я» несколько размыто, ему сложно разглядеть самого себя, свое лицо в зеркале, не прибегая к помощи очков. Если же смотреть сквозь линзы, то увидишь уже совсем «другое» лицо. Поэтому у большинства очкариков весьма размытые и чаше всего неверные представления о собственной внешности. Постепенно многие девочки, полагаясь на мнение окружающих о собственной некрасивости, настолько привыкают к этой мысли, что у них пропадает всякое желание как-либо улучшить свою внешность. Похожий стереотип смогла преодолеть героиня любимого многими сериала Катя Пушкарева. Удачный пример того, как доказать   окружающим людям, что девушка в очках может быть не только очень умной, талантливой и образованной, но   очень красивой и элегантной. Даже в очках.

Трудное детство очкариков

Мир в легкой дымке.
Друг Пушкина Дельвиг вспоминал, что в Лицее воспитанникам запрещалось носить очки (юноше смотреть на старших через очки - неслыханная дерзость), и поэтому все женщины казались ему прекрасными.  
Главная проблема в школьной жизни, с которой сталкивается ученик с плохим зрением – плохо видно, что учитель пишет на доске. И не каждый   способен на виду у всего класса попросить подойти к доске, чтобы рассмотреть получше. Ведь это означало бы еще раз продемонстрировать всем свой недостаток. К тому же стоять перед всеми, списывая задание   у доски очень неуютно… Но ребенок всегда находит выход, даже в ущерб времени отведенному на выполнение работы - либо списывая задание из тетрадки соседа, либо щурясь и напрягая глаза еще больше. Таких учеников принято пересаживать на первые парты. Именно туда – в зону действия другого стереотипа – «на первых партах сидят лишь отличники и учительские любимчики». При этом самому ребенку, сидящему за первой партой, кажется, что он   находится   под неусыпным контролем преподавателя.

Кроме того,   некоторые неудобства ношения очков постепенно меняют выражение лица, изменяется мимика, жесты, многие люди, даже перейдя на контактные линзы, продолжают по привычки щуриться и подносить руку к переносице.

Стоит снять очки   - контуры предметов размыты, сами предметы узнаются с трудом. Особенно тяжело приходится тем, кто сильно привык к очкам и внезапно их лишается. Однажды моя подруга разбила свои самые удобные очки. Были тяжелые времена тотального дефицита. Достать новые хорошие очки было весьма трудно, пришлось ждать, когда починят старые. Весь день в школе она   ходила, держа за руку одноклассницу, настолько неуверенно и беспомощно ощущала она себя в привычном пространстве школы.

Но самое большое неудобство   - это неожиданная хрупкость самих очков. Лишь последнее время стали делать линзы из особо прочного пластика, нежели стекло. Дети в любом возрасте и в любом коллективе всегда активны, любят бегать, прыгать, мальчишки любят вступать в драчки, барахтаться в куче-мале -  всего этого ученик в очках зачастую лишен, потому что при активном движении очки так и норовят свалиться. Сколько этих стеклянно-пластиковых собратьев было разбито в драках, при неловком торможении в школьных коридорах, сколько было раздавлены под весом севшего на них одноклассника…Каждая новая пара очков, какими бы удобными они не были, притирается к лицу, натирая переносицу или нежную кожу за ушами. И каждый, кто носил очки,   знает, как это неприятно, когда кто-то схватил твои очки за стекла, и на линзе остались жирные отпечатки пальцев, может быть и невидимые твоему собеседнику, но мешающие нормально воспринимать мир тебе. Поэтому у большинства очкариков всегда под рукой имеется платок или особая велюровая тряпочка, которыми бесконечно полируются стекла очков. Часто это переходит в навязчивую привычку, и в дальнейшем, человек, нервничая, или желая скрыть от собеседника свои истинные намерения, начинает безостановочно полировать поверхность линз.

А уличный дискомфорт… Мечта большинства очкариков, живущих в странах с умеренным климатом, изобрести особые дворники на стекла очков по типу автомобильных. В зимнее время, попадая с холодного воздуха в теплое помещение, человек некоторое время испытывает полную беспомощность, так как очки   мгновенно запотевают, лишая нас возможности разглядеть хоть что-то. Многие очкарики, зайдя в магазин с улицы, на несколько секунд останавливаются на пороге, чтобы прошел туман перед глазами. Зачастую это раздражает окружающих, особенно тех, кто никогда не сталкивался с этой проблемой.

Ношение очков накладывает свои ограничения   и на занятия спортом и выбор профессии. Ребенку с большой степенью близорукости   может быть недоступно плавание в бассейне просто в силу того, что надеть очки нет возможности, а без очков ничего не видно. Силовые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей, недопустимы для детей с ослабленным зрением,   так как есть риск еще большей потери зрения из-за напряжения мышц.

Иногда подросток очень страдает оттого, что приходится расстаться со своей детской мечтой о профессии, если эта профессия связана с повышенными требованиями к зрению, например, профессия пилота самолета. Кто-то избирает себе другой вид деятельности, а кто-то находит себя в той же области, но в другой профессии, работая   в авиации, но обслуживая полеты, или конструируя самолеты. В данной ситуации, ситуации выбора, необходимо помочь найти альтернативы столь желанному занятию, увидеть другие варианты.

 

 

 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 5)
Ваша оценка:
827 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................