Исполнились ли Ваши новогодние желания, загаданные в канун 2016 года?
Да, мои желания всегда исполняются
Да, и даже круче, чем загадывалось
Частично
Жду исполнения, до конца года еще есть время
Нет, не исполнилось
Не успела ничего загадать, исправлюсь в этом году
Не верю в подобную ерунду
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возрастаЧасто взрослые сетуют на то, подросток совсем не слушает старших, поступает наперекор их рекомендациям. В чем же причина такого поведения?
Подростковый возраст обычно характеризуют как переходный, критический, возраст полового созревания. Французский историк и этнограф Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в 19 веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. По мнению Л.С.Выгодского, - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при "неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переходный, критический, возраст полового созревания. Французский историк и этнограф Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в 19 веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. По мнению Л.С.Выгодского, - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при "неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переходный, критический, возраст полового созревания. Французский историк и этнограф Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в 19 веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. По мнению Л.С.Выготского, - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при "неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер назвал подростковый период освобождением от детской зависимости. Он описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким бурным кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов собственной личности. Третий тип представляет такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и выдержки.
Перестройка организма ребенка, связанная с половым созреванием, может начаться и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, этот период роста обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличивается рост и вес ребенка, причем у мальчиков пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается на два года раньше. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Перепады сосудистого и мышечного тонуса вызывают бурную смену физического состояния и, соответственно, настроения. В своей двухтомной монографии о подростковом возрасте еще в 1904 г. педагог Ст.Холл писал, что у подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с готовностью помочь другим, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению переходит в замкнутость.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это состояние выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Ребенок остро переживает все дефекты внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица проблемная кожа, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Иногда девочки, стремясь стать изящными, как фотомодель, соблюдают строгую диету и даже совсем отказываются от пищи, что очень вредно для здоровья.
Сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают работоспособность подростка, это сразу влияет на успеваемость в учебе, осложняет отношения с друзьями и близкими.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить понимание и тактичность. И, наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют у него пессимизм и неуверенность в себе.
На формирование высокой самооценки ребенка в целом оказывает влияние темп полового созревания. Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся более спокойно. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе, как к более взрослому. Наоборот, к мальчику с более поздним созреванием, относятся, как к ребенку, что, без сомнения, вызывает его протест и раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами. У них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.
В этот период подростки, как правило, стремятся к самостоятельности. Их раздражает контроль родителей за поведением, успеваемостью в школе, выбором друзей и т.д. Как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка. Здесь важна эмоциональная основа этих отношений - любовь к ребенку.
Демократичные родители предоставляют подростку право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка. Он прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и следует делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения. И не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.
Безразличное родительское отношение с отсутствием контроля (гипоопека) - это вариант семейных отношений, когда ребенку позволяется делать все, что ему вздумается. Поведение детей становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних явлений, это путь к влиянию сомнительных друзей, путь к алкоголю, наркотикам.
Гиперопека - это чрезмерная забота за ребенком и чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу "жить за ребенка", излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих - и ребенка и его мамы.
о подростки, как бы они ни бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.
Все вышесказанное касается не только родителей подростков, но и тех, кому еще только предстоит пережить вместе со своим ребенком этот нелегкий период. Ведь фундамент отношений закладывается с самого раннего возраста. А моральный климат в семье и стиль воспитания в полной мере определяют то, как ребенок будет вести себя и сможет ли сам справиться с неизбежно возникающими проблемами взросления. И хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в проявлении опеки и заботы о ребенке в любом возрасте родителям следует придерживаться "золотой середины", чтобы он стал по настоящему самостоятельной и развитой личностью.
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 37)
Ваша оценка:
6292 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................