
«А давай-ка напишем письмо Деду Морозу! – говорим мы в один прекрасный день своему малышу, незадолго до наступления какого-нибудь очередного Нового года. – Тогда он наверняка принесет тебе подарок, который ты хочешь».
И малыш соглашается – с чувством абсолютной веры и в Деда Мороза, и в вашу взрослую мудрость. Писать он еще не умеет. Но зато он способен «продиктовать» вам свое желание и нарисовать под написанным свое имя.
Волшебство ситуации связано не только с Дедом Морозом, но и с тем, что желание ребенка, то есть нечто, томящееся у него внутри, вдруг обретает новую форму – «упаковывается» в слова и фразы, выведенные на бумаге.
Знаете, что произошло? Вы создали «ситуацию письменной речи».
1.
Обучение чтению мы привычно связываем прежде всего со знанием букв. И понятно, что без этого знания ребенок читать не научится. Чтобы ребенок выучил буквы, а потом научился сливать их в слова, мы тратим огромное количество сил и времени. Мы страстно отстаиваем принцип «чем раньше, тем лучше» и постоянно ищем какой-нибудь «золотой ключик» или, на худой конец, отмычку, которая позволит нам отворить перед нашим сыном или дочкой заветную дверцу этого важного умения. И при этом совершенно забываем о том, что такое чтение.
Обучение чтению мы привычно связываем прежде всего со знанием букв. И при этом совершенно забываем о том, что такое чтение. А чтение – это общение.
А чтение – это общение. (Может быть, это звучит банально, но без этой банальности не продвинуться дальше.) От других видов общения чтение отличается тем, что здесь наш собеседник «утратил» некоторые физические характеристики: тело, внешний облик, звучащий голос. От него осталось только сообщение, которое «зашифровано» – записано с помощью особых значков. Чтобы вступить в диалог, мы должны сообщение расшифровать, понять, что в нем говорится, и выразить к нему свое отношение. Без последней составляющей диалога не получается.
Иными словами, чтение – это довольно сложный процесс, требующий интеллектуальных усилий. И человек, совершающий такие усилия, может делать это лишь по какой-то весомой причине.
Одна из важнейших функций чтения – получение информации. Но когда мы говорим о ребенке и его обучении чтению, мы, скорее всего, стремимся не к тому, чтобы в результате наших педагогических усилий он мог поставить свою подпись под документом, разобрать инструкцию компьютерной игры или прочитать этикетку на новом музыкальном диске. Мы всегда молчаливо предполагаем, что растим читателя. Что в результате получим ребенка, который с удовольствием читает книги. Что по каким-то причинам он будет предпочитать такой вид общения как чтение (сопряженный с интеллектуальными усилиями) многим другим или, по крайней мере, ставить его в один ряд с другими видами общения и досуговых занятий.
Чтение – это сложный процесс, требующий интеллектуальных усилий. И человек, совершающий такие усилия, может делать это лишь по какой-то весомой причине. Полноценную мотивацию к чтению вряд ли удастся сформировать с помощью внешних поощрений.


