Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 2 ]

Автор Сообщение
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
Автор темы
Имя: Компания
С нами с: 08 окт 2012
Сообщений: 17
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 2 раза
Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.
Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).

Пейзажный стиль японского сада
Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета.
Основным сложившимся тилем японского сада стал пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.
Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.
В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах
Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.
Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ-ХII века - это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.
Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.
Это был период формирования первого чисто японского стиля садов - стиля Дзёдо, или природного пейзажа (Дзёдо - "рай, чистая земля, совершенство").
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
- острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж, должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.
Развитие садово-паркового искусства Японии
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.
К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия.
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения - дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.

Храмовые и монастырские японские сады
Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду "главными героями".
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада - подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.
Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.
Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.
Сад храма Рёандзи ("храм Умиротворённого дракона") - вершина японского искусства садов камней.
РЁАНДЗИ — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз — другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами показывал людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что эта иллюзия символизирует непознаваемость мира, и узреть все камни сразу способен лишь тот, кто достиг просветления.

Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Сад камней создавался мастером как место для медитаций служителей храма. Сад завораживает, приводит человека в состояние погружения в глубины своего сознания, умиротворения, познания внутреннего "Я".
Учёные, работавшие над этой многовековой загадкой, по их мнению, нашли разгадку; вычислив схему расположения групп камней. Наложив полученную схему на рисунок камней сада, учёные пришли к выводу, что эти группы расположены в виде кроны дерева. А дерево является позитивным образом для человеческого восприятия, потому что оно символизирует Природу.
Так ли это? Может быть, да. Но очень может быть, что настоящую загадку этого сада не суждено разгадать никому, как не разгадали её на протяжении более четырехсот лет.
От этого сад не потеряет своей особой, загадочной притягательности. И по-прежнему к нему будут приходить люди, чтобы в очередной раз попытаться понять глубинную суть мироздания через созерцание сада камней - творения безымянных художников того далёкого времени.

Абстрактный японский сад
Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.
Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - "Абстрактный сад".
Сад "Сухой пейзаж" был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.
"Сухой пейзаж" - это всегда символическое изображение воды.
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.
Сады "Сухой пейзаж" имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. "С водой".
У такого сада "основной герой" - песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь проводятся параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. "Вода, которая была, но ушла".
Этот тип "Сухого пейзажа" интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
"Сухой пейзаж" - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более "японским".
Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада - сад чайной церемонии . Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук;
- каменный фонарь .
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.
Японские сады у жилого дома - тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики - цубонива (тсубонива). Они "позаимствовали" из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень - ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды - "тсукубаи" минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Душа Владмамы
Душа Владмамы
Аватара пользователя
С нами с: 13 янв 2009
Сообщений: 5262
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 914 раз
Поблагодарили: 895 раз
ссылка или фото :ne_vi_del:


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 2 ]

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]