Сегодня такая чудесная погода! Чувствуется неотвратимое приближение экзаменов
! Продолжаем!
Задание А27 появилось в 2009 году и являет собой образец текста научного стиля. Обратите внимание, текст для заданий А6-11 – публицистического стиля, А27 –научного или научно-популярного, а все остальные задания (части А,В и С) выполняются на основе анализа текста художественного произведения.
Работая с текстом публицистического стиля (А 6-11), выпускники показывают умение находить недостающие элементы текста, строить рассуждение, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста.
Выполняя задание А27, выпускник демонстрирует свою готовность к дальнейшему обучению в вузе, способность точно понимать смысл текста, ориентироваться в научной терминологии, выделять главное (конспектировать текст).
Задание мне представляется сложным, т.к. необходимо проанализировать 5 фрагментов текста (один – основной и 4 варианта в различном изложении, затем сопоставить и выбрать. Для всех вышеперечисленных операций требуется не только время, но и, так скажем, спокойствие ума.
Приведу пример, а затем - анализ из сборника для самоподготовки Л.И. Пучковой.
А27.
Прочитайте текст.
Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов. В некоторых случаях слово расширяет своё значение: слово
кров первоначально значило только «крыша», но в сочетаниях
остаться без крова она приобретает более широкое значение - «дом», «жилище». В основе подобного рода изменений лежит перенос названия части на целое. В некоторых случаях, напротив, значение слова может сузиться. Так, более древним значением слова
порох было «пыль», что подтверждается словом
порошок, но в современном русском языке не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой взрывчатое вещество.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Изменения лексического значения слов бывают двух типов: расширение и сужение. Примеры: слово
кров приобрело более широкое значение, а слово
порох – сузило значение.
2) Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов, например расширение и сужение. В основе подобного рода изменений лежит перенос названия части на целое.
3) Есть разные типы изменений лексического значения, например расширение (когда происходит перенос названия части на целое) и сужение.
4) Есть разные типы изменений лексического значения, перенос названия части на целое, сужение значения.
Комментарий Л.И. Пучковой:
"В первом варианте ответа информация передана неточно: в исходном тексте приводится два примера, но не утверждается, что изменения сводятся только к двум типам. (См. текст: «Существуют
разнообразные типы изменений лексического значения слов»)
Во втором варианте причина расширения значения «перенос названия части на целое» представлена как причина изменений любого типа. На самом деле это явление характерно только расширения.
В четвёртом варианте информация искажена, так как причина расширения значения «перенос названия части на целое» принимается за ещё один тип изменения значения и вводится в ряд однородных членов.
Правильный ответ - 3."
Кому-то правильный вариант ответа покажется неполным: определение расширения дано в скобках, а определение сужения – нет. Хотя в тексте всё так и есть, полное определение дано только для расширения, а сужение объяснено с помощью примеров и слова «напротив», в значении «наоборот». Если вторым словом дети ещё пользуются, то от многих ли вы слышали первое?