В этой теме предлагаю поговорить о том, какой смысл мы вкладываем в получение нашими детьми образования. В чем его ценность в наши дни? Куда ведут бесконечные реформы и попытки достичь "мирового уровня"? В чем основные, "философские", проблемы российского образования? Ну и, конечно, о том, что нам со всем этим делать.
Начать предлагаю с обсуждения вопроса:
Чего нам ждать от современного образования?Одна из ключевых проблем современной российской системы образования, с которой сталкиваются почти все родители, но о которой почти не говорят СМИ – это катастрофическое снижение мотивации детей к учебе. Проведенные нами исследования и опыт показывают, что дело здесь, скорее, не в детях, а в социальной обстановке и той образовательной политике, которую реализует Правительство. Иными словами – ключевая роль в снижении мотивации школьников к учебе принадлежит социальным факторам.
Действительно, в современном российском обществе сложилась ситуация, когда цель учебы часто не понятна не только школьникам, но и окружающим их взрослым, в том числе — учителям и родителям. Здесь можно перечислить довольно много факторов. Так, многие социологи и экономисты отмечают плохую работу «социальных лифтов» в России: наличие хорошего образования отнюдь не гарантирует успешной карьеры. При определенной удаче можно занять должностные позиции, соответствующие понятию «среднего класса», но вот дальше – вряд ли. Оплата труда в сферах, прямо связанных с получением и трансляцией знаний – науке и образовании, – остается довольно низкой, в лучшем случае, равной средней по региону. В итоге ученых, преподавателей высшей школы и школьных учителей лишь с большими натяжками можно причислить к нижней страте «среднего класса», а чаще всего, их доходы и вовсе соответствуют уровню «бедность». В итоге у молодежи складывается вполне обоснованное впечатление, что успешная учеба не гарантирует социального или хотя бы экономического успеха. И в этом отношении наплевательское отношение подростков к образованию можно признать… рациональным!
Несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия, мы полагаем, что все-таки можно и нужно решать задачу повышения мотивации молодежи к познанию. К сожалению, в решении этой задачи не всегда можно опереться на помощь учителей. Образовательная политика выстроена так, что они, с одной стороны, часто лишены реальных рычагов влияния на школьников, а с другой – больше заинтересованы в «наращивании» показателей по ЕГЭ. В сложившейся ситуации основными интересантами повышения мотивации детей к учебе оказываются неожиданные, на первый взгляд, союзники: научное сообщество и родители. Научное сообщество отчетливо осознало надвигающийся «кризис воспроизводства» – молодежь утрачивает интерес к науке, а родители традиционно хотят, чтобы их дети учились как можно лучше. Правда, они далеко не всегда могут объяснить, почему образование – это хорошо, а самое печальное – они смирились с тем, что школьная система образования сбоит. Как указывает социолог Григорий Юдин: «… родитель ребенка в старшей школе уже принимает как данность, что он должен платить огромные деньги за репетиторов, чтобы дети могли претендовать на поступление в вуз». Однако это не решение проблемы, поскольку сниженная мотивация к учебе проявит себя и в вузе…
Поговорить об этих проблемах мы приглашаем на Родительский форум.
https://vladmama.ru/obrazovanie-news/2019/02/09/1567376985/chto-zhdat-roditelyam-ot-obrazovaniya-otvety--na-forume-7-sentyabrya