Психея*про развитие речи.
1. описание картинки. Сначала я сама составляю простой рассказик (из 2-3 простых предложений), а потом прошу сына повторить. Например, "это котенок. Он маленький, пушистый, серый." Дальше можно усложнить задачу. Аврора об этом написала. Ну а затем можно переходить к более сложным рассказам. Еще можно самой проговаривать, "Я сейчас буду варить борщ. Почищу картошку, морковку, свеколку, порежу их ....."
2. Различные игры. Например,
- игра"Скажи ласково". Я называю предмет, а ре должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Мама - мамочка, яблоко - яблочко, сул-стульчик и т.д.. При чем мы стараемся брать предметы из одной темы. Например только фрукты, или только одежду, или только части тела и т.д.
- игра "что лишнее". Это скорее логическая игра, но она тоже способствует развитию речи, а также способствует тому, что ре учится излагать и доказывать свою точку зрения. Я называю ребенку 4-5 предметов, а он говорит, какой лишний и самое главное ПОЧЕМУ. Пример, "петух, гусь, воробей, утка" *лишний воробей, т.к. все птицы домашние, а воробей - нет), "яблоко, лук, груша, абрикос" (лишний лук, т.к. он овощ, а остальные фрукты). Если вдруг Олег называет неправильно лишний предмет, то я все равно спрашиваю почему, он иногда так интересно рассждуает и приводит весьма любопытные аргументы, но в итоге подвожу его вопросами к верному ответу
- игра "Расскажи чего много". Ребенок учится называть предмет в множественном числе. Например "Чего много в магазине, чего много на грядке, чего много на кухне и т.д." Я называю "Кастрюля", ребенок должен сказать "На кухне много кастрюль". Я называю "игрушка", ре "В магазине много игрушек"
- игра "Скажи наоборот" . "Куртка старая, а шуба ...." (новая), "колготки чистые, а носки ..... (грязные) и т.д.
- игра "Как зовут у мамы деток" У коровы - ..... , у лошадки - ...., у козы - .... , у волчицы - .... и т.д."
- игра "Чем ты накормишь животных" (нужно добиваться полных преддложений). Я называю "кошка", ре - "Я дам кошке молока". Я - "Лошадка", ре - "Я накормлю лошадку сеном, травой" и т.д.
- игра "Назови одним слово" и "продолжи ряд" - тоже скорее логические игры. Я называю "корова, свинья, кот, коза", ре должен обобщить и сказать что это домашние животные. В игре "продолжи ряд" ре называет еще одно домашнее животное.
- игра "продолжи предложение". Можно играть как вам в голову взбредет. Например, Я - "мы идем...", Олег продолжает "в магазин". Я - "там мы купим....", он "конфеты". Я - "а еще мы купим....", он - "яблоки". .....
- игра "расскажи какие они". Лиса .... (рыжая, хитрая, пушистая), Волк ..... (голодный, злой, серый), конфета .... (сладкая, вкусная, красная), шарфик ... (зеленый, колючий, вязанный) и т.д. Конечно, играя с ребенком, лучше в такие игры, лучш выбирать одну тему, например только домашние звери, только одежда, только еда и т.д. Заодно с развитием речи развиваем логику и помогаем ре обощать предметы.
- игра "кто больше назовет" Выбираете тему, например Цветы и по очереди называете, кто больше назвал, тот и победил, можно усложнить задачу и называть цветок с каким-нить прилагательным. "колючая роза, синий василек, белая ромашка, ароматный ландыш ......"
- "Догадайся, кто это" Пушистый полосатый .... (котенок), толстая грязная ... (свинья), бородатый рогатый ... (козел)......
Интересный момент -Олег стал сам предлагать и "водить" в таких играх. Особенно ему нравится игра "Кто лишний" и "продолжи предложение". Ну и конечно для этих игр не требуется специального места, времени. Идем из садика, едем куда-нить и болтаем.
3. Еще мы очень часто говорим на разные темы. Например. Времена года. Вспоминаем что бывает осенью (листики на деревьях желтеют, птицы улетают в теплые края...), какую одежду мы одеваем осенью и т.д. Потом спрашиваю, какое время года его самое любимое и почему. Космос, какие небесные тела, какие планеты, какая планета ближе к солнцу, какая дальше. Динозавры. Машины. Солдаты и т.д. Т.е все темы, которые интересуют ребенка мы обговариваем по десять раз, включаем новые слова в речь, учим образовывать разные формы прилагательных, сущесвительных и т.д.
Вышеперечисленные игры часто практикуются в нашем логопедическом садике. Т.е. инфа можно сказать стырена у профессионалов