Я получила интересный вопрос, или даже мнение, про игру, как навык, который нужно развивать у детей с аутизмом.
Действительно, в наиболее распространенных у нас протоколах ABLLS-R и VB-MAPP этот навык рассматривается отдельно, и в индивидуальных программах по академическим навыкам мы часто пишем для родителей рекомендации о том, как учить ребенка играть в игры, как самостоятельно (с помощью визуальных подсказок) так и с другим человеком.
в ABLLS-R, например, начальная ступень навыка - это то, что ребенок самостоятельно исследует игрушки, а конечная - настольные игры со сверстниками.
Как обучить ребенка играть с кем-то?
Начну с примера догоняшек.
Игра называется Chase the tail или погоня за хвостом (я видела, как этой игре учат в Autism Partnership, так что это импортный вариант догоняшек). Помимо ребенка нужны двое человек. Один - супермотивационный, с которым ребенок любит взаимодействовать - прикрепляет себе к одежде хвост (сделанный из искуственного меха) и дает инструкцию ребенку "давай играть" и начинает очень медленно удаляться. Второй взрослый дает подсказку, чтобы ребенок начал двигаться за первым, протянул руку и схватил хвост. Как только это произошло, все весело кричат "ура!! поймал!" , убегавший берет ребенка на руки/щекотит/подбрасывает. Т.о. у нас получается инструкция "давай играть" , после которой следует поведение ребенка догонять хвост, которое подкрепляется с помощью приятных для ребенка действий. Постепенно увеличиваем темп и превращаем это в догоняшки.
Этапы развития игровых навыков есть на сайте фонда Выход:
http://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-igrat/Хорошие советы с нашего сайта (aba.nsu.ru):
Есть несколько ключевых правил, которым необходимо следовать при обучении играм.
1.Игра – это сложный процесс, состоящих из нескольких этапов. К примеру, игра «Прятки»: первый этап – ребенок ищет другого, второй этап – ребенок прячется. Этапы в игре стоит разделять и учить по отдельности, то есть сначала ребенок научается прекрасно искать другого человека, потом прятаться и, когда эти два навыка освоены в совершенстве, можно приступать к их логичному чередованию. Обучая ребенка всей игре сразу, высока вероятность, что ребенок запутается, сложные инструкции и неизвестные задания приведут к отказу их выполнять.
2.Для игры может понадобиться сразу нескольких навыков. К примеру, игра в «Ладушки»: ребенку важно уметь сидеть напротив другого, имитировать действия (Вы даете инструкцию «Сделай так!» ребенок смотрит и повторяет), а именно хлопать в ладоши и «давать пять». Эти навыки необходимо разучить вне игровой ситуации, чтобы в игре они получились естественно и без дополнительного обучения.
3.Двигаться в обучении необходимо постепенно, начиная с простого, уже доступного ребенку, постепенно наращивая и шлифуя навык. Важно не торопиться, начинать и заканчивать игру на позитиве, на желании играть, чтобы ребенок ждал следующего раза с нетерпением.
4.Выбор партнера по игре имеет ключевое значение. Вначале понадобиться мама или другой взрослый, который обладает для ребенка высокой значимостью, с которым ему действительно хочет играть. Это важный момент: ребенку будет интереснее учиться, а взрослый отнесется лояльно к возможным неудачам. Когда ребенок овладеет игрой, взрослого заменит лояльно настроенный сверстник (или ребенок чуть старше).
5.Выбирайте игры, которые актуальны для возраста, а еще лучше понаблюдать, во что играют дети во дворе. Так Вы сможете помочь Вашему ребенку включиться в детские забавы.
6.Ребенка необходимо научить отличать игровую ситуацию от неигровой. Сигналом послужит инструкция: «Играем в прятки!» или «Ладушки, ладушки…». Во-первых, ребенок сразу поймет, что началась игра. В-вторых, сможет тоже предложить поиграть. А в-третьих, для безопасности. К примеру, вы научили ребенка играть в «Догоняшки», а он и рад убегать. Как раз в этой ситуации необходимо четкое разделение: что есть игра, а что опасное поведение.
7.И конечно, игра должна проводиться в обстановке бурного веселья!