К Светлане на курс попасть очень трудно, но теперь появились материалы и видео занятий, на основе которых родители могут заниматься с детьми сами, а т.к. хорошие врачи лфк вообще редкость, то эти материалы являются особенно ценными
про Светлану
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=3318
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=3560
http://maxitoria.livejournal.com/
пишет на форуме http://autism.forum2x2.ru/ под ником Sveta&Max
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=3560
http://maxitoria.livejournal.com/
пишет на форуме http://autism.forum2x2.ru/ под ником Sveta&Max
Обсуждения
http://autism.forum2x2.ru/
http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.0
http://www.villy-vinky.ru/forum/index.php?board=39.0
http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.0
http://www.villy-vinky.ru/forum/index.php?board=39.0
О ТОМ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТ
Тема на форуме http://autism.forum2x2.ru: «О решении двигательных проблем у детей»
http://autism.forum2x2.ru/t1954p105-topic#124291
В связи с часто задаваемыми вопросами мне давно хотелось обозначить ряд ключевых моментов, которые по моему опыту являются если не залогом успеха в восстановлении детей с тяжелыми и средней тяжести состояниями ДЦП, то точно ключиком к нему.
Эти мысли, возможно, покажутся интересными не только «новичкам» в теме, но и тем, кто работает со мной по программе уже довольно давно. Хотя в основном это просто обобщение наблюдений и опыта.
Не вижу смысла разделять физику, химию процесса и интеллектуальную составляющую, поэтому писать буду обо всем (в произвольном порядке, ибо важно все), но о физике (так как именно в эту тему я углублена особенно) более подробно.
1. Физическое восстановление и восстановление метаболизма друг от друга неотделимы.
Меня многие до сих пор спрашивают (особенно те, у кого дети находятся по ДЦП далеко не в самом тяжелом состоянии): а так ли необходим биомед? Мнение мое давно известно, но в двух словах объяснить это людям "не в теме" бывает сложно. Нередко я привожу аналогию. Вы устроились на работу. На одних и тех же условиях вам предлагают на выбор: работать за 15 тысяч или за 30. Что вы выберете? Вот так и в нашем вопросе. Можно работать на восстановление чисто на уровне физики и получить результат. А можно копать глубже, охватывать больше, но и результат получить на несколько порядков серьезнее.
Поэтому мое мнение таково. Вне зависимости от степени тяжести ребенка надо постараться использовать все возможности, двигаться сразу по нескольким направлениям: диета, биомед, физическое восстановление, интеллектуальное развитие. Только при таком раскладе можно претендовать на максимальный результат
.
2. Биомед
Для нас, «биомедовских» мам детей с ДЦП давно не новость, как бактериальное или кандидное разрастание может ударять по физике. Негативно влиять на тонус, активизировать позотонические рефлексы и т.д. Не применяя биомед практически невозможно выходить из таких кризисов без потерь. Отсюда и утрачивание свеженаработанных навыков, и длительные периоды «простоя» в процессе восстановления даже на постоянных занятиях.
Поэтому когда меня спрашивают: а можно ли восстанавливать ребенка по моей программе, но, не применяя биомед, я спрашиваю в ответ: а вы готовы терять месяцы, годы лишь на то, чтобы в процессе восстановления выходить из неизбежных откатов?
С детьми, которых я веду уже давно, и родители которых используют биомед, у нас не было ни одного отката, который надолго бы ударил по физике с потерей приобретенных навыков на длительное время. И это факт. Одна-две-три недели кризиса, и ребенок снова в строю, и все наработанные до кризиса навыки — при нем.
3. Основной метод восстановления
Главное, тщательно всё проанализировав, как можно быстрее определиться с основным методом восстановления. С одной стороны я очень хорошо понимаю родителей, что мечутся от одной методики до другой по всему миру. Хочется, наконец, видимого результата! А его либо нет, либо есть, но настолько скромный, что посторонние и не заметят.
Но эти поиски - палка о двух концах. С одной стороны не попробуешь - не узнаешь, дает ли что-то ребенку какая-либо из предлагающихся методик. С другой же стороны - активная каждодневная работа с ребенком и постоянные разъезды несовместимы! Вот именно поэтому и нужно как можно быстрее определяться, как работать с ребенком, и уже на выбранную стратегию бросать все силы и целенаправленно работать.
4. Движение формируется только в процессе движения!
Я и раньше никогда не верила в чудодейственно восстанавливающую силу любых пассивных методик для тяжелых форм ДЦП, будь то массажи, паттернинги, укладки и иже с ними. А теперь и подавно. ДВИЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ! Я говорила это давно, говорю и сейчас. Чем больше у ребенка в индивидуальной программе элементов, которые он, пусть с помощью и стимуляциями, но делает сам, на регулярной основе, тем больше шансов на успех. Мое мнение таково. В идеале в программе вообще не должно быть пассивных элементов, если только того жестко не требует ситуация (контрактуры, например, которые, хоть убейся, но пока не разработаешь, никакой серьезный активный комплекс просто невозможен). Потому что пассив силы и время ребенка все равно расходует, только в отличие от активных элементов, с минимальным КПД.
5. Режим.
Имеет совсем не второстепенное значение в восстановлении. Сколько раз я замечала, что произвольная или вынужденная смена режима занятий неизбежно приводит к падению качества. Например, за какой-то период времени ребенок привык заниматься только по утрам. И, перенося время занятий на день-вечер, можно готовиться к тому, что мы не получим от него той же отдачи, что получали по утрам. Видимо, организм ребенка постепенно непроизвольно настраивается на определенный ритм: знает, когда ему можно в большей степени расслабляться и аккумулировать силы, а в какой период нужна «полная мобилизация». И для повышения эффективности занятий это тоже совершенно необходимо учитывать, не меняя без нужды сложившийся распорядок. Природа «любит» цикличность.
6. О цикличности
Кстати о цикличности. Но уже с другой стороны. Все любящие родители детей с ДЦП мечтают поставить ребенка на ноги. Это — цель. К ней мы стремимся. К ней движемся теми способами, в которых видим перспективу и которые нам по силам. На этом же самом и спотыкаемся. Сейчас поясню. Одно дело — цель, мечта. И совсем другое дело каждодневная рутина. Сизифов труд, на первый взгляд. День ото дня делать очень трудную работу, выворачиваться наизнанку, чтобы получить от ребенка заветные нужные реакции. Раньше, ну когда я еще была художником , для меня удачный выплеск, каждая получившаяся картинка была равноценна полному самоопустошению, когда я потом еще долгое время приходила в себя. Каждое занятие с Максом, пока он не поднялся, для меня было таким же выплеском. Только времени на самовосстановление уже не было. Новый день — и все по новой. Снова бросаешь все резервы и выворачиваешься наизнанку. Поэтому с какого-то особо критического момента я запретила себе постоянно думать о цели: о Максюхином восстановлении, до которого было как до неба, и это сводило с ума. Я поняла, что если не научусь получать удовольствие от самого процесса восстановления, то просто свихнусь: выкладываться приходится каждый день, а цель по-прежнему далека. Научилась. Всё возможно, было бы желание.
Поэтому резюмирую. Если вы работаете с полной самоотдачей, то совершенно необходимо научится получать от этого процесса удовольствие: как формируется и закрепляется каждое движение, как вначале по-мелочи, но ребенок расцветает, крепнет и потихоньку восстанавливается. В любом случае, мотивы должны найтись такие, что помогут держаться на плаву каждый новый день.
Перефразируя наших админов: спринт здесь равнозначен провалу.
7. Физика, биомед, интеллектуалка
Физика, биомед, интеллектуалка - все это нужно вашему ребенку и нужно одновременно. В смысле, надо отводить силы и время на поддержание всех трех процессов. Они очень взаимозависимы, буквально завязаны друг на друге. Если работать по всем трем направлениям - результат в каждом из них будет на порядок выше. Если с каким-то из направлений халявить, то другие только потеряют от этого и существенно.
8. Патологические рефлексы
Во многих восстановительных программах есть свои методы гашения патологических рефлексов. Меня постоянно спрашивают: почему на наших детях они не сработали? Вот здесь как раз все просто. Если собственные двигательные программы ребенка сильно не порушены, то эффект даст практически любая разумная методика. В большей или меньшей степени. То есть, фактически ребенок поднимается сам по мере созревания и включения необходимых для этого структур, а разные методики этот процесс направляют и некоторым образом форсируют.
Но вот если речь идет о состояниях, когда структуры «не созревают» и «не включаются» или созревают и включаются "мозаично", то тут уж понятно, что речь идет уже о конкретном «якоре», что уже не просто тормозит процесс, а стопит его, не дает развиваться. И якорь этот, вполне конкретный, а не метафорический, это патологические рефлексы. В основе своей, конечно, позотонические. А дальше могут быть по мелочи: Моро, подошвенный, Бабинского и т.д.
Ситуация на порядок более сложная, чем с легкими, практически «самовосстанавливающимися», формами. Но отнюдь не безвыходная. Надо лишь убрать якорь и помочь запуститься процессу.
То есть, чтобы реально получить результат, надо чтобы в восстановительной программе было сразу несколько необходимых составляющих, которые смогут запустить забуксовавший процесс двигательного развития. Причем все эти составляющие должны присутствовать одновременно: гашение позотонических и формирование установочных, нагрузочные положения плюс балансы в них и формирование самостоятельного движения.
1. Гасим позотонические рефлексы путем формирования установочных. Так и только так. А не укладками, и ни каким другим подобным образом. Только методом замещения. Помним, что «свято место пусто не бывает»: место это занимают либо одни, либо другие. Либо позотонические, либо установочные. И мы, работая на гашение позотонических, должны тут же вырабатывать замещающие их установочные, чтобы активность позотонических не возвращалась снова и снова в полном объеме.
2. Делаем это не отдельно «в вакууме», а, наоборот, в каждом конкретном нагрузочном положении или движении, которое физиологически необходимо ребенку для восстановления:
- в переворотах;
- в опоре на выпрямленные руки с поднятой головой;
- в положении и движении «на четвереньках»;
- в движении «ходьба на руках»;
- в движении «ходьба на коленях»;
- в положении «стоя» с зафиксированным верхом;
- в положении «стоя» со свободным верхом;
и т.д.
Стоит также быть готовым к тому, что гасить патологические рефлексы приходится в каждом новом, особенно более трудном положении. Так как, как только ребенок «приводится» в это новое более трудное положение, то весь букет рефлексов расцветает «как в первый раз». И это естественный процесс.
3. Параллельно с гашением позотонических рефлексов нам придется не только формировать установочные, но еще и формировать необходимые условные двигательные рефлексы, которые в норме возникают по мере надобности и перерастают в произвольное движение сами. Мы используем для этого особые рефлексогенные зоны, стимулируя которые определенными способами, мы добиваемся от ребенка конкретного активного ответа. Например:
- стимулируя переднюю и заднюю поверхность бедра каждой ноги, мы добиваемся от ребенка самостоятельного поочередного шага;
- стимулируя зону сухожилия большой грудной мышцы, формируем шаговый рефлекс в руках;
- в положении «сидя», стимулируя внутреннюю поверхность разведенных на некоторое расстояние бедер, вырабатываем четкий ответ: подачу корпуса вперед относительно зафиксированных бедер у несидящего в принципе ребенка.
- стимуляция вдоль косых мышц живота нам дает ответ: либо подъем корпуса в положении «на четвереньках», если с ребенком до этой стадии уже доработали, либо в положении «стоя на коленях» с поддержкой подтягивание бедер к животу.
И т.д.
Тут можно долго расписывать. Таких вот «вызванных извне» условных двигательных рефлексов очень много. Мы же формируем и используем до поры лишь те, что необходимы конкретному ребенку в его конкретной ситуации. Чтобы потом эти условные двигательные рефлексы помогли сформироваться правильному произвольному движению.
9. О спастике
Кстати, немного о спастике. Это уже только из собственного опыта. За все время работы я так ни разу не встретила ребенка с истинной фоновой спастикой. Зато сплошь и рядом наблюдала следующую картину. Вот ребенок как бы с высоким тонусом: руки не разогнуть, ноги не растянуть (ну грубо говоря). Зато активность позотонических рефлексов просто зашкаливает. Начинаешь активно работать над гашением, и вся спастика постепенно чудесным образом куда-то уходит. И под этим внешним слоем, четко завязанном на высокоактивных рефлексах, оказывается на самом деле наоборот гипотония или дистония, которая тоже в свою очередь сильно завязана на позотонических. И чем меньше их активность, тем больше сглаживается дистония.
10. Не должно быть ни одного жестко зафиксированного положения
В занятиях с ребенком не должно быть ни одного жестко зафиксированного положения. Это же относится и к вертикализатору, если кто его использует. Любое наше стабильное положение на самом деле достигается постоянной разнонаправленной работой мышц - антагонистов: и сгибатели, и разгибатели, и приводящие, и отводящие группы мышц всегда находятся в динамике: то сокращаются, то расслабляются. Именно этот постоянно контролируемый ЦНС микробаланс и позволяет нам на первый взгляд совершенно свободно удерживать какое-то нагрузочное положение. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, мы просто не обращаем внимания на то, что, например, когда стоим, мы постоянно переступаем с ноги на ногу, переминаемся, как-то двигаемся, хоть и в целом сохраняем это положение «стоя». Зачем мы это делаем, что это дает? А дает это постоянный перенос нагрузки с одних мышц на другие. То есть, постоянную мышечную разгрузку-нагрузку. Попробуйте постоять совершенно неподвижно, не переступая с ноги на ногу, с часик. Будет круто, поверьте. Так в Европе деньги зарабатывают . Нам трудно, а детям с ДЦП будет это труднее втройне.
Поэтому, какое бы ни было нагрузочное положение, мы все время вносим элемент баланса.
- Стоя на выпрямленных руках: вперед-назад;
- На четвереньках: вперед-назад, чередуем с «таз: вверх-вниз»;
- Стоя на выпрямленных ногах — вперед-назад, вправо-влево;
- Сидя на мяче: вперед-назад; вправо-влево; по кругу в одну и в другую сторону.
И т.д.
11. Программа не должна быть однообразной длительное время!
Программа не должна быть однообразной длительное время! Как только мы получаем хоть небольшое улучшение в выполнении каких-либо элементов, программу нужно тут же усложнять! Каждое усложнение — это новая планка для ребенка, а, значит, и шаг к новым возможностям с одной стороны, с другой же — подтягивание на более качественный уровень сразу многих, более простых элементов. Никогда не останавливаемся на достигнутом, все время двигаемся вперед.
Пример.
- Ребенок не опирается на выпрямленные руки. Работаем. Формируем установочные на голову и рефлекс опоры на руки.
- Рефлекс опоры сформировался, установочные на голову в данном положении заработали. Работаем.
- Рефлекс опоры закрепился, голова утвердилась в среднем положении.
- Усложняем. Теперь каждый раз в этом положении, если только хоть какое-то сопротивление в руках ребенка уже сформировалось, ритмично нажимаем ему на спину в зоне лопаток, чтобы это сопротивление «усугубить».
Вот это и есть развитие с постепенным усложнением. И так с каждым элементом. В принципе, усложнять элементы можно многократно, иначе не было бы у нас олимпийских чемпионов.
Гранд-мерси большому спорту, он на многое открыл мне глаза.
12. «Осложнения» типа контрактур, дисплазии тазобедренных суставов и т.д.
Теперь о разных «осложнениях» типа контрактур, дисплазии тазобедренных суставов и т.д.
В моей практике не было ни одного случая, когда все это невозможно было бы выправить и закрепить! Или уточню. Постепенно скорректировать. Учитывая то, что ко мне обращаются мамы детей в тяжелом состоянии. Так что имеет место быть определенная статистика. Поэтому я против операций подобного рода, если, конечно, вашему ребенку не 20 лет, и есть возможность заниматься. То есть, есть чего терять.
Хотя на самом деле, ключевой момент «есть ли возможность заниматься», потому что какие-то вещи и в 20 лет очевидно сработают, только заниматься уже в разы труднее.
К таким же пугающим меня методикам относятся и гипсование, и инъекции препаратов ботулотоксина.
13. Три главных составляющих в программе восстановления
Три главных для меня составляющих в программе восстановления: метаболическая терапия (биомед), активная физика, включающая работу с рефлексами и развитие интеллекта. Каждый день я вижу, как все это комплексно работает и дети развиваются. И если все делать от души, с полной самоотдачей, то сил на различные дополнительные методики уже практически не остается. Но запрещать что-то я просто не в праве, даже тем, кто работает со мной, тем более, если это "что-то" дает заметный результат (например, остеопатия, которая многим действительно помогает). Тут уже сами родители должны разбираться, на что они еще готовы тратить драгоценное время и силы, и стоит ли оно того на самом деле.
Могу лишь говорить за Макса. Ни одна вспомогательная методика не дала нам хоть сколько-нибудь явного улучшения. Макс поднимался только на наших каждодневных занятиях, я могу сожалеть лишь о том, что не было тогда у нас биомеда со всеми его неисчерпаемыми возможностями. Увы.
http://autism.forum2x2.ru/t1954p105-topic#124291
В связи с часто задаваемыми вопросами мне давно хотелось обозначить ряд ключевых моментов, которые по моему опыту являются если не залогом успеха в восстановлении детей с тяжелыми и средней тяжести состояниями ДЦП, то точно ключиком к нему.
Эти мысли, возможно, покажутся интересными не только «новичкам» в теме, но и тем, кто работает со мной по программе уже довольно давно. Хотя в основном это просто обобщение наблюдений и опыта.
Не вижу смысла разделять физику, химию процесса и интеллектуальную составляющую, поэтому писать буду обо всем (в произвольном порядке, ибо важно все), но о физике (так как именно в эту тему я углублена особенно) более подробно.
1. Физическое восстановление и восстановление метаболизма друг от друга неотделимы.
Меня многие до сих пор спрашивают (особенно те, у кого дети находятся по ДЦП далеко не в самом тяжелом состоянии): а так ли необходим биомед? Мнение мое давно известно, но в двух словах объяснить это людям "не в теме" бывает сложно. Нередко я привожу аналогию. Вы устроились на работу. На одних и тех же условиях вам предлагают на выбор: работать за 15 тысяч или за 30. Что вы выберете? Вот так и в нашем вопросе. Можно работать на восстановление чисто на уровне физики и получить результат. А можно копать глубже, охватывать больше, но и результат получить на несколько порядков серьезнее.
Поэтому мое мнение таково. Вне зависимости от степени тяжести ребенка надо постараться использовать все возможности, двигаться сразу по нескольким направлениям: диета, биомед, физическое восстановление, интеллектуальное развитие. Только при таком раскладе можно претендовать на максимальный результат
.
2. Биомед
Для нас, «биомедовских» мам детей с ДЦП давно не новость, как бактериальное или кандидное разрастание может ударять по физике. Негативно влиять на тонус, активизировать позотонические рефлексы и т.д. Не применяя биомед практически невозможно выходить из таких кризисов без потерь. Отсюда и утрачивание свеженаработанных навыков, и длительные периоды «простоя» в процессе восстановления даже на постоянных занятиях.
Поэтому когда меня спрашивают: а можно ли восстанавливать ребенка по моей программе, но, не применяя биомед, я спрашиваю в ответ: а вы готовы терять месяцы, годы лишь на то, чтобы в процессе восстановления выходить из неизбежных откатов?
С детьми, которых я веду уже давно, и родители которых используют биомед, у нас не было ни одного отката, который надолго бы ударил по физике с потерей приобретенных навыков на длительное время. И это факт. Одна-две-три недели кризиса, и ребенок снова в строю, и все наработанные до кризиса навыки — при нем.
3. Основной метод восстановления
Главное, тщательно всё проанализировав, как можно быстрее определиться с основным методом восстановления. С одной стороны я очень хорошо понимаю родителей, что мечутся от одной методики до другой по всему миру. Хочется, наконец, видимого результата! А его либо нет, либо есть, но настолько скромный, что посторонние и не заметят.
Но эти поиски - палка о двух концах. С одной стороны не попробуешь - не узнаешь, дает ли что-то ребенку какая-либо из предлагающихся методик. С другой же стороны - активная каждодневная работа с ребенком и постоянные разъезды несовместимы! Вот именно поэтому и нужно как можно быстрее определяться, как работать с ребенком, и уже на выбранную стратегию бросать все силы и целенаправленно работать.
4. Движение формируется только в процессе движения!
Я и раньше никогда не верила в чудодейственно восстанавливающую силу любых пассивных методик для тяжелых форм ДЦП, будь то массажи, паттернинги, укладки и иже с ними. А теперь и подавно. ДВИЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ! Я говорила это давно, говорю и сейчас. Чем больше у ребенка в индивидуальной программе элементов, которые он, пусть с помощью и стимуляциями, но делает сам, на регулярной основе, тем больше шансов на успех. Мое мнение таково. В идеале в программе вообще не должно быть пассивных элементов, если только того жестко не требует ситуация (контрактуры, например, которые, хоть убейся, но пока не разработаешь, никакой серьезный активный комплекс просто невозможен). Потому что пассив силы и время ребенка все равно расходует, только в отличие от активных элементов, с минимальным КПД.
5. Режим.
Имеет совсем не второстепенное значение в восстановлении. Сколько раз я замечала, что произвольная или вынужденная смена режима занятий неизбежно приводит к падению качества. Например, за какой-то период времени ребенок привык заниматься только по утрам. И, перенося время занятий на день-вечер, можно готовиться к тому, что мы не получим от него той же отдачи, что получали по утрам. Видимо, организм ребенка постепенно непроизвольно настраивается на определенный ритм: знает, когда ему можно в большей степени расслабляться и аккумулировать силы, а в какой период нужна «полная мобилизация». И для повышения эффективности занятий это тоже совершенно необходимо учитывать, не меняя без нужды сложившийся распорядок. Природа «любит» цикличность.
6. О цикличности
Кстати о цикличности. Но уже с другой стороны. Все любящие родители детей с ДЦП мечтают поставить ребенка на ноги. Это — цель. К ней мы стремимся. К ней движемся теми способами, в которых видим перспективу и которые нам по силам. На этом же самом и спотыкаемся. Сейчас поясню. Одно дело — цель, мечта. И совсем другое дело каждодневная рутина. Сизифов труд, на первый взгляд. День ото дня делать очень трудную работу, выворачиваться наизнанку, чтобы получить от ребенка заветные нужные реакции. Раньше, ну когда я еще была художником , для меня удачный выплеск, каждая получившаяся картинка была равноценна полному самоопустошению, когда я потом еще долгое время приходила в себя. Каждое занятие с Максом, пока он не поднялся, для меня было таким же выплеском. Только времени на самовосстановление уже не было. Новый день — и все по новой. Снова бросаешь все резервы и выворачиваешься наизнанку. Поэтому с какого-то особо критического момента я запретила себе постоянно думать о цели: о Максюхином восстановлении, до которого было как до неба, и это сводило с ума. Я поняла, что если не научусь получать удовольствие от самого процесса восстановления, то просто свихнусь: выкладываться приходится каждый день, а цель по-прежнему далека. Научилась. Всё возможно, было бы желание.
Поэтому резюмирую. Если вы работаете с полной самоотдачей, то совершенно необходимо научится получать от этого процесса удовольствие: как формируется и закрепляется каждое движение, как вначале по-мелочи, но ребенок расцветает, крепнет и потихоньку восстанавливается. В любом случае, мотивы должны найтись такие, что помогут держаться на плаву каждый новый день.
Перефразируя наших админов: спринт здесь равнозначен провалу.
7. Физика, биомед, интеллектуалка
Физика, биомед, интеллектуалка - все это нужно вашему ребенку и нужно одновременно. В смысле, надо отводить силы и время на поддержание всех трех процессов. Они очень взаимозависимы, буквально завязаны друг на друге. Если работать по всем трем направлениям - результат в каждом из них будет на порядок выше. Если с каким-то из направлений халявить, то другие только потеряют от этого и существенно.
8. Патологические рефлексы
Во многих восстановительных программах есть свои методы гашения патологических рефлексов. Меня постоянно спрашивают: почему на наших детях они не сработали? Вот здесь как раз все просто. Если собственные двигательные программы ребенка сильно не порушены, то эффект даст практически любая разумная методика. В большей или меньшей степени. То есть, фактически ребенок поднимается сам по мере созревания и включения необходимых для этого структур, а разные методики этот процесс направляют и некоторым образом форсируют.
Но вот если речь идет о состояниях, когда структуры «не созревают» и «не включаются» или созревают и включаются "мозаично", то тут уж понятно, что речь идет уже о конкретном «якоре», что уже не просто тормозит процесс, а стопит его, не дает развиваться. И якорь этот, вполне конкретный, а не метафорический, это патологические рефлексы. В основе своей, конечно, позотонические. А дальше могут быть по мелочи: Моро, подошвенный, Бабинского и т.д.
Ситуация на порядок более сложная, чем с легкими, практически «самовосстанавливающимися», формами. Но отнюдь не безвыходная. Надо лишь убрать якорь и помочь запуститься процессу.
То есть, чтобы реально получить результат, надо чтобы в восстановительной программе было сразу несколько необходимых составляющих, которые смогут запустить забуксовавший процесс двигательного развития. Причем все эти составляющие должны присутствовать одновременно: гашение позотонических и формирование установочных, нагрузочные положения плюс балансы в них и формирование самостоятельного движения.
1. Гасим позотонические рефлексы путем формирования установочных. Так и только так. А не укладками, и ни каким другим подобным образом. Только методом замещения. Помним, что «свято место пусто не бывает»: место это занимают либо одни, либо другие. Либо позотонические, либо установочные. И мы, работая на гашение позотонических, должны тут же вырабатывать замещающие их установочные, чтобы активность позотонических не возвращалась снова и снова в полном объеме.
2. Делаем это не отдельно «в вакууме», а, наоборот, в каждом конкретном нагрузочном положении или движении, которое физиологически необходимо ребенку для восстановления:
- в переворотах;
- в опоре на выпрямленные руки с поднятой головой;
- в положении и движении «на четвереньках»;
- в движении «ходьба на руках»;
- в движении «ходьба на коленях»;
- в положении «стоя» с зафиксированным верхом;
- в положении «стоя» со свободным верхом;
и т.д.
Стоит также быть готовым к тому, что гасить патологические рефлексы приходится в каждом новом, особенно более трудном положении. Так как, как только ребенок «приводится» в это новое более трудное положение, то весь букет рефлексов расцветает «как в первый раз». И это естественный процесс.
3. Параллельно с гашением позотонических рефлексов нам придется не только формировать установочные, но еще и формировать необходимые условные двигательные рефлексы, которые в норме возникают по мере надобности и перерастают в произвольное движение сами. Мы используем для этого особые рефлексогенные зоны, стимулируя которые определенными способами, мы добиваемся от ребенка конкретного активного ответа. Например:
- стимулируя переднюю и заднюю поверхность бедра каждой ноги, мы добиваемся от ребенка самостоятельного поочередного шага;
- стимулируя зону сухожилия большой грудной мышцы, формируем шаговый рефлекс в руках;
- в положении «сидя», стимулируя внутреннюю поверхность разведенных на некоторое расстояние бедер, вырабатываем четкий ответ: подачу корпуса вперед относительно зафиксированных бедер у несидящего в принципе ребенка.
- стимуляция вдоль косых мышц живота нам дает ответ: либо подъем корпуса в положении «на четвереньках», если с ребенком до этой стадии уже доработали, либо в положении «стоя на коленях» с поддержкой подтягивание бедер к животу.
И т.д.
Тут можно долго расписывать. Таких вот «вызванных извне» условных двигательных рефлексов очень много. Мы же формируем и используем до поры лишь те, что необходимы конкретному ребенку в его конкретной ситуации. Чтобы потом эти условные двигательные рефлексы помогли сформироваться правильному произвольному движению.
9. О спастике
Кстати, немного о спастике. Это уже только из собственного опыта. За все время работы я так ни разу не встретила ребенка с истинной фоновой спастикой. Зато сплошь и рядом наблюдала следующую картину. Вот ребенок как бы с высоким тонусом: руки не разогнуть, ноги не растянуть (ну грубо говоря). Зато активность позотонических рефлексов просто зашкаливает. Начинаешь активно работать над гашением, и вся спастика постепенно чудесным образом куда-то уходит. И под этим внешним слоем, четко завязанном на высокоактивных рефлексах, оказывается на самом деле наоборот гипотония или дистония, которая тоже в свою очередь сильно завязана на позотонических. И чем меньше их активность, тем больше сглаживается дистония.
10. Не должно быть ни одного жестко зафиксированного положения
В занятиях с ребенком не должно быть ни одного жестко зафиксированного положения. Это же относится и к вертикализатору, если кто его использует. Любое наше стабильное положение на самом деле достигается постоянной разнонаправленной работой мышц - антагонистов: и сгибатели, и разгибатели, и приводящие, и отводящие группы мышц всегда находятся в динамике: то сокращаются, то расслабляются. Именно этот постоянно контролируемый ЦНС микробаланс и позволяет нам на первый взгляд совершенно свободно удерживать какое-то нагрузочное положение. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, мы просто не обращаем внимания на то, что, например, когда стоим, мы постоянно переступаем с ноги на ногу, переминаемся, как-то двигаемся, хоть и в целом сохраняем это положение «стоя». Зачем мы это делаем, что это дает? А дает это постоянный перенос нагрузки с одних мышц на другие. То есть, постоянную мышечную разгрузку-нагрузку. Попробуйте постоять совершенно неподвижно, не переступая с ноги на ногу, с часик. Будет круто, поверьте. Так в Европе деньги зарабатывают . Нам трудно, а детям с ДЦП будет это труднее втройне.
Поэтому, какое бы ни было нагрузочное положение, мы все время вносим элемент баланса.
- Стоя на выпрямленных руках: вперед-назад;
- На четвереньках: вперед-назад, чередуем с «таз: вверх-вниз»;
- Стоя на выпрямленных ногах — вперед-назад, вправо-влево;
- Сидя на мяче: вперед-назад; вправо-влево; по кругу в одну и в другую сторону.
И т.д.
11. Программа не должна быть однообразной длительное время!
Программа не должна быть однообразной длительное время! Как только мы получаем хоть небольшое улучшение в выполнении каких-либо элементов, программу нужно тут же усложнять! Каждое усложнение — это новая планка для ребенка, а, значит, и шаг к новым возможностям с одной стороны, с другой же — подтягивание на более качественный уровень сразу многих, более простых элементов. Никогда не останавливаемся на достигнутом, все время двигаемся вперед.
Пример.
- Ребенок не опирается на выпрямленные руки. Работаем. Формируем установочные на голову и рефлекс опоры на руки.
- Рефлекс опоры сформировался, установочные на голову в данном положении заработали. Работаем.
- Рефлекс опоры закрепился, голова утвердилась в среднем положении.
- Усложняем. Теперь каждый раз в этом положении, если только хоть какое-то сопротивление в руках ребенка уже сформировалось, ритмично нажимаем ему на спину в зоне лопаток, чтобы это сопротивление «усугубить».
Вот это и есть развитие с постепенным усложнением. И так с каждым элементом. В принципе, усложнять элементы можно многократно, иначе не было бы у нас олимпийских чемпионов.
Гранд-мерси большому спорту, он на многое открыл мне глаза.
12. «Осложнения» типа контрактур, дисплазии тазобедренных суставов и т.д.
Теперь о разных «осложнениях» типа контрактур, дисплазии тазобедренных суставов и т.д.
В моей практике не было ни одного случая, когда все это невозможно было бы выправить и закрепить! Или уточню. Постепенно скорректировать. Учитывая то, что ко мне обращаются мамы детей в тяжелом состоянии. Так что имеет место быть определенная статистика. Поэтому я против операций подобного рода, если, конечно, вашему ребенку не 20 лет, и есть возможность заниматься. То есть, есть чего терять.
Хотя на самом деле, ключевой момент «есть ли возможность заниматься», потому что какие-то вещи и в 20 лет очевидно сработают, только заниматься уже в разы труднее.
К таким же пугающим меня методикам относятся и гипсование, и инъекции препаратов ботулотоксина.
13. Три главных составляющих в программе восстановления
Три главных для меня составляющих в программе восстановления: метаболическая терапия (биомед), активная физика, включающая работу с рефлексами и развитие интеллекта. Каждый день я вижу, как все это комплексно работает и дети развиваются. И если все делать от души, с полной самоотдачей, то сил на различные дополнительные методики уже практически не остается. Но запрещать что-то я просто не в праве, даже тем, кто работает со мной, тем более, если это "что-то" дает заметный результат (например, остеопатия, которая многим действительно помогает). Тут уже сами родители должны разбираться, на что они еще готовы тратить драгоценное время и силы, и стоит ли оно того на самом деле.
Могу лишь говорить за Макса. Ни одна вспомогательная методика не дала нам хоть сколько-нибудь явного улучшения. Макс поднимался только на наших каждодневных занятиях, я могу сожалеть лишь о том, что не было тогда у нас биомеда со всеми его неисчерпаемыми возможностями. Увы.
Как начать заниматься
Материал для самостоятельной работы по программе двигательной коррекции
На текущий момент ситуация такова, что я пока не имею возможности набирать новичков. Но могу предложить следующий вариант. У нас есть видеоархив, который постоянно пополняется. Работа с разными детьми, индивидуальный подбор программы, подробный разбор разных случаев, нарушений и конкретных способов коррекции. Занятия в реальном времени с подробными комментариями.
Кроме того, к письму будут прикреплены:
1. Моя работа «Комментарии к системе двигательной коррекции»
2. Сборник моих материалов с форума autism.forum2x2.ru в удобном для работы виде (за что хотя бы мысленно поблагодарим Дмитрия Демидова, который сделал эту масштабную работу для всех нас!)
3. И еще необходимый вам для самостоятельной работы шаблон по двигательной раскладке
4. Образец для заполнения шаблона
По этим материалам уже можно начинать серьезную самостоятельную работу.
Если вы еще не включены в нашу видеогруппу на vimeo.com то вступаете в нее:
Вы, отправив на почту мужа pogankin@inze.net ваше письмо, пишете в нем заявку на включение вас в нашу «видеогруппу» и затем получаете приглашение.
Вот форма заявки.
1. Фамилия, имя ребенка
2. Фамилия, имя мамы и ник на форуме (2х2, Вилли-Винки, Дети-ангелы и т. д.) с указанием форума.
3. Город, в котором проживаете и страна, если живете зарубежом.
4. Ссылка на вашу тему на каком-либо из форумов (если таковая имеется).
5. Диагноз ребенка
6. История ребенка
7. Методики, которые использовали и с каким результатом (кратко и четко).
8. Методики, которые планируете использовать в дальнейшем.
9. Цель вступления в нашу видеогруппу: с целью ознакомления, с целью обучения.
Регистрируетесь на http://vimeo.com/и вступаете в группу. Это дает вам доступ к видеоархиву. Подробнейшим образом изучив его весь (это неотъемлемая часть вашей самостоятельной работы), вы сможете выбрать себе ориентир: ребенка, боле-менее подходящего вам по общему состоянию. И начинаете работать по его записям с учетом моих комментариев.
Но при этом продолжаете изучать и другие записи, которые помогут лучше понять суть программы и покажут варианты подходов к решению каких-то индивидуальных проблем с разных сторон.
В этих темах можно взять подробное руководство по использованию ресурса http://vimeo.com/:
http://autism.forum2x2.ru/t3071-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2451-topic
Плюс дополнительно используете теоретические и практические материалы из моих тем на форуме 2х2:
(Материалы эти собраны Дмитрием Демидовым в одну удобную подборку, удобную для изучения, их я прикрепляю к письму в числе прочих материалов. Файл называется «Методика Светланы Грибовой»)
http://autism.forum2x2.ru/t2930-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2311-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2869-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2388-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2317-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2394-topic
http://autism.forum2x2.ru/t1954-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2320-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2322-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2324-topic
http://autism.forum2x2.ru/t1974-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2329-topic
Там же я смогу ответить на ваши вопросы, если они возникнут (но обязательно после изучения всего доступного материала) и разобрать какие-то спорные моменты, если они будут возникать в процессе вашей работы.
Используя весь материал, который я вам отправляю, вы уже, не теряя даром времени, можете начинать выходить на программу самостоятельно. Но для этого понадобится еще один важный элемент. Собственно программа. Пользуясь этим кратким руководством и подробно изложенным руководством в моей работе «Комментарии к системе двигательной коррекции», вы сможете не только самостоятельно сделать полную двигательную раскладку возможностей вашего ребенка на текущий момент, но и в общих чертах представить себе все важнейшие направления, по которым необходимо будет двигаться вперед. Чтобы постепенно поэтапно заложить все «двигательные пласты», необходимые для того, чтобы ребенок не просто восстанавливался, а восстанавливался как можно более правильно.
То есть реализуя эту программу мы двигаемся по пути всех двигательных закладок здорового ребенка, только с учетом порушенных двигательных программ и напрямую связанной с этим фактом чрезмерной активностью позотонических рефлексов и сформировавшихся на этом фоне патологических установок.
Понятно, что это общая программа. Что-то вроде «сферического коня в вакууме» из анекдота. Но, тем не менее, основное направление уже в голове оформляется. А подробности по технике выполнения отдельных элементов и целых связок я потихоньку выкладываю в своих темах на 2х2. И буду выкладывать еще. Но такие подробные описания техники, когда крайне важен КАЖДЫЙ момент требуют огромного кол-ва времени, поэтому мне просто приходится этим заниматься по ночам. В течение дня времени просто нет. Так что получается не так быстро, как того хотелось бы. Но боле-менее регулярно. Так что следите за темами.
План как начинать программу
Вот примерный план того, что вы должны сделать, получив от меня все необходимые для самостоятельной работы материалы. Но прежде чем перейти к плану, мне хотелось бы обратить внимание на одну очень распространенную ошибку.
Только начав знакомится с материалом многие родители начинают засыпать меня вопросами. Почему это в корне неправильный старт?
Во-первых, потому что в подготовленном для вас теоретическом материале и в съемках нашего видеоархива уже есть ответы на большинство ваших вопросов. Я готовила этот материал очень долго и ценою больших усилий не для того, чтобы по-новой отвечать на вопросы, которые специально для вас уже были разобраны. Поэтому, если вы не получаете ответа на присланные мне вопросы, значит они уже есть в подготовленном для вас материале (теоретическом или из видеоархива). И дальше уже ваша задача их найти и осмыслить.
Во-вторых, работа предстоит очень серьезная. И уже с первых шагов вы должны учиться как минимум самостоятельно работать с материалом. Если не научитесь работать с материалом (где очень многое уже подробнейше разжевано), то как научитесь работать с ребенком?
Поэтому вы сперва тщательно изучаете весь предложенный материал, смотрите весь видеоархив, применяете все это на практике (в общем, полностью следуете плану, предложенному ниже) и только потом начинаете задавать вопросы. Уже в режиме дистанционной консультации. Потому что для того, чтобы дать ответы, мне потребуется полная картина того, какую работу вы проделали, и что происходит на текущий момент. Только в этом случае я смогу вам реально помочь.
В-третьих, у меня попросту нет времени разбирать подробно каждую ситуацию. ПОмните, что я загружена и так до отказа. И поэтому сделала все, чтобы у вас была возможность разобраться самостоятельно (по предложенным материалам).
Вот теперь переходим к плану.
1. Внимательно перечитать ВСЕ мои материалы. Сделать все необходимые распечатки, чтобы они были доступны для изучения постоянно, всегда под рукой: многие вещи станут понятны и улягуться в голове далеко не сразу!
2. Разобраться, как правильно заполнить шаблон по двигательной раскладке и внимательно заполнить его. Это очень важная часть самостоятельной работы.
3. Внимательно посмотреть ВСЕ видеоматериалы из нашего видеоархива, послушать ВСЕ мои комментарии в реальном времени. И не по одному разу, потому что поначалу каша в голове будет неизбежна, и многое выпадет из поля зрения.
4. Составить на основании всей полученной и изученной информации (печатной и видео-) вашу индивидуальную программу: ежедневный комплекс вашего ребенка.
5. Поработать самостоятельно не меньше месяца. Постоянно сравнивать вашу работу в выполнении элементов и связок с тем как это делаю я. На основании этого исправлять свои ошибки.
Если повезет, то просматривая и пересматривая материалы из нашего видеоархива, вы встретите ребенка, примерно похожего на вашего (в общем и целом). Тогда можно попробовать ориентироваться на его программу. Только (если речь идет о выборе программы) смотрите, чтобы ролики были достаточно свежие, моя программа продолжает модифицироваться, оптимизироваться и оттачиваться и по сей день. Есть предположение, что процесс этот не остановится никогда)).
6. Затем, выполнив всю эту серьезную работу со всем старанием, вы должны снять то, что в итоге у вас получилось: вашу индивидуальную ежедневную программу, над которой вы хорошо поработали. Разбить на отдельные недлинные ролики (это желательно, с ними удобнее работать) и разместить на vimeo.com. Присвоить каждому ролику имя в зависимости от того элемента или группы элементов, что он будет включать.
7. И только после этого вы со спокойной душой можете обращаться ко мне за помощью. В том случае, конечно, если она вам будет нужна.
Но не забрасывая меня письмами с общими пространными вопросами! Дорогие родители, пожалейте меня и мое время! Мне приходится разрываться по многим направлениям сразу, поэтому я просто не имею физической возможности отвечать на такие письма.
Поэтому, когда будете готовы, вы спокойно присылаете мне заявку на консультацию, где будет обязательно ссылка на ваши ролики. Кроме того, к письму должен быть прикреплен заполненный вами точно по образцу шаблон по двигательной раскладке на текущий момент, и оставшиеся у вас после всей проведенной работы вопросы, на которые вы не нашли ответа.
В ответ вы получите от меня письмо, в котором будет подтверждение, что я готова вас проконсультировать и сроки, - сколько времени мне потребуется на работу с вашим материалом.
Условия, на которых я берусь проводить дистанционные консультации, вы прочтете ниже.
Итак, с этим письмом у вас в руках есть сразу три источника получения информации: моя работа «Комментарии к системе двигательной коррекции», наш видеоархив и мои материалы с форума autism.forum2x2.ru
Материала теперь более чем достаточно, чтобы не только самостоятельно вывести ребенка на программу, но и чтобы организовать необходимую динамику: своевременное изменение программы в зависимости от появляющихся новых умений, наращивание темпа и объема. То есть я постаралась сделать все для Вашей самостоятельной работы с максимальным КПД. Вам осталось только, глубоко вникнув во все и разобравшись, трудиться и двигаться вперед. То есть, серьезно работать и учиться, учиться и работать.
Дистанционные консультации
Однако если вам все же потребуется мое личное участие в коррекции программы на любом этапе, вы можете прислать мне заявку на консультацию, к которой вы должны будете ответственно подготовиться. Что вам нужно будет сделать:
1. Вы снимаете видео полного ежедневного комплекса, который с учетом всех моих рекомендаций и материала выстроили для Вашего ребенка. И заливаете его на vimeo.com
Видео должно быть полным, но каждый элемент или связка будут выполнятся вашим ребенком не более одного-двух раз: на просмотры многочасовых видео у меня времени не будет. Если я не комментирую какой-либо элемент или связку и по ним с вашей стороны не задано вопросов, значит, выполнение правильное.
Делаете понятное название, в котором будет имя и фамилия Вашего ребенка плюс номер отснятого видео с того момента, как Вы начали работать по моей программе.
Вы сможете это сделать в формате уже существующей нашей группы, и тогда оно будет видно всем «согруппникам», либо, если Вы не хотите, чтобы Ваше видео «было обнародовано» в нашем узком кругу, выкладываете его вне нашей группы.
2. Мне в письме присылаете ссылку на это видео и пароль, если вы выложили его вне нашей группы.
3. Я буду делать общий подробный разбор вашего полета. Но все равно в Вашем же письме вы должны сделать акцент на проблемы, которые Вы не можете решить самостоятельно. И их уже я буду разбирать более детально.
4. К письму-заявке обязательно должен быть прикреплен внимательно заполненный Вами шаблон по двигательной раскладке на текущий момент. Шаблон для заполнения и образец я прикрепляю к письму вместе с другими материалами. Заполнять шаблон Вы должны в точности по образцу.
5. И вот такие индивидуальные консультации, уж прошу меня простить, будут платными. Они требуют немалого времени. Цена на текущий момент — 5 тыс. руб. за полный разбор Вашего комплекса и его выполнения на данном этапе по всем его составляющим. На такой разбор у меня обычно уходит часа два с половиной, поэтому смею надеяться, что цена справедливая.
6. Давать такие консультации с подробным разбором я смогу не чаще, чем раз в два месяца, так как мои возможности тоже сильно ограничены. Так что бережём и семейный бюджет и меня, и обращаемся ко мне только как следует поработав самостоятельно. Как показывает опыт, такая коррекция обычно бывает нужна примерно раз в три месяца.
7. Высылаете мне оформленную заявку на полную консультацию и ждете. Когда у меня появляется время, я делаю разбор ситуации.
Ну и конечно Вас никто ни к чему не обязывает. Если решите работать полностью самостоятельно — работайте! Даже более того, если я буду обновлять материал, эти коррективы Вы тоже получите.
С уважением,
Света
На текущий момент ситуация такова, что я пока не имею возможности набирать новичков. Но могу предложить следующий вариант. У нас есть видеоархив, который постоянно пополняется. Работа с разными детьми, индивидуальный подбор программы, подробный разбор разных случаев, нарушений и конкретных способов коррекции. Занятия в реальном времени с подробными комментариями.
Кроме того, к письму будут прикреплены:
1. Моя работа «Комментарии к системе двигательной коррекции»
2. Сборник моих материалов с форума autism.forum2x2.ru в удобном для работы виде (за что хотя бы мысленно поблагодарим Дмитрия Демидова, который сделал эту масштабную работу для всех нас!)
3. И еще необходимый вам для самостоятельной работы шаблон по двигательной раскладке
4. Образец для заполнения шаблона
По этим материалам уже можно начинать серьезную самостоятельную работу.
Если вы еще не включены в нашу видеогруппу на vimeo.com то вступаете в нее:
Вы, отправив на почту мужа pogankin@inze.net ваше письмо, пишете в нем заявку на включение вас в нашу «видеогруппу» и затем получаете приглашение.
Вот форма заявки.
1. Фамилия, имя ребенка
2. Фамилия, имя мамы и ник на форуме (2х2, Вилли-Винки, Дети-ангелы и т. д.) с указанием форума.
3. Город, в котором проживаете и страна, если живете зарубежом.
4. Ссылка на вашу тему на каком-либо из форумов (если таковая имеется).
5. Диагноз ребенка
6. История ребенка
7. Методики, которые использовали и с каким результатом (кратко и четко).
8. Методики, которые планируете использовать в дальнейшем.
9. Цель вступления в нашу видеогруппу: с целью ознакомления, с целью обучения.
Регистрируетесь на http://vimeo.com/и вступаете в группу. Это дает вам доступ к видеоархиву. Подробнейшим образом изучив его весь (это неотъемлемая часть вашей самостоятельной работы), вы сможете выбрать себе ориентир: ребенка, боле-менее подходящего вам по общему состоянию. И начинаете работать по его записям с учетом моих комментариев.
Но при этом продолжаете изучать и другие записи, которые помогут лучше понять суть программы и покажут варианты подходов к решению каких-то индивидуальных проблем с разных сторон.
В этих темах можно взять подробное руководство по использованию ресурса http://vimeo.com/:
http://autism.forum2x2.ru/t3071-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2451-topic
Плюс дополнительно используете теоретические и практические материалы из моих тем на форуме 2х2:
(Материалы эти собраны Дмитрием Демидовым в одну удобную подборку, удобную для изучения, их я прикрепляю к письму в числе прочих материалов. Файл называется «Методика Светланы Грибовой»)
http://autism.forum2x2.ru/t2930-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2311-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2869-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2388-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2317-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2394-topic
http://autism.forum2x2.ru/t1954-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2320-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2322-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2324-topic
http://autism.forum2x2.ru/t1974-topic
http://autism.forum2x2.ru/t2329-topic
Там же я смогу ответить на ваши вопросы, если они возникнут (но обязательно после изучения всего доступного материала) и разобрать какие-то спорные моменты, если они будут возникать в процессе вашей работы.
Используя весь материал, который я вам отправляю, вы уже, не теряя даром времени, можете начинать выходить на программу самостоятельно. Но для этого понадобится еще один важный элемент. Собственно программа. Пользуясь этим кратким руководством и подробно изложенным руководством в моей работе «Комментарии к системе двигательной коррекции», вы сможете не только самостоятельно сделать полную двигательную раскладку возможностей вашего ребенка на текущий момент, но и в общих чертах представить себе все важнейшие направления, по которым необходимо будет двигаться вперед. Чтобы постепенно поэтапно заложить все «двигательные пласты», необходимые для того, чтобы ребенок не просто восстанавливался, а восстанавливался как можно более правильно.
То есть реализуя эту программу мы двигаемся по пути всех двигательных закладок здорового ребенка, только с учетом порушенных двигательных программ и напрямую связанной с этим фактом чрезмерной активностью позотонических рефлексов и сформировавшихся на этом фоне патологических установок.
Понятно, что это общая программа. Что-то вроде «сферического коня в вакууме» из анекдота. Но, тем не менее, основное направление уже в голове оформляется. А подробности по технике выполнения отдельных элементов и целых связок я потихоньку выкладываю в своих темах на 2х2. И буду выкладывать еще. Но такие подробные описания техники, когда крайне важен КАЖДЫЙ момент требуют огромного кол-ва времени, поэтому мне просто приходится этим заниматься по ночам. В течение дня времени просто нет. Так что получается не так быстро, как того хотелось бы. Но боле-менее регулярно. Так что следите за темами.
План как начинать программу
Вот примерный план того, что вы должны сделать, получив от меня все необходимые для самостоятельной работы материалы. Но прежде чем перейти к плану, мне хотелось бы обратить внимание на одну очень распространенную ошибку.
Только начав знакомится с материалом многие родители начинают засыпать меня вопросами. Почему это в корне неправильный старт?
Во-первых, потому что в подготовленном для вас теоретическом материале и в съемках нашего видеоархива уже есть ответы на большинство ваших вопросов. Я готовила этот материал очень долго и ценою больших усилий не для того, чтобы по-новой отвечать на вопросы, которые специально для вас уже были разобраны. Поэтому, если вы не получаете ответа на присланные мне вопросы, значит они уже есть в подготовленном для вас материале (теоретическом или из видеоархива). И дальше уже ваша задача их найти и осмыслить.
Во-вторых, работа предстоит очень серьезная. И уже с первых шагов вы должны учиться как минимум самостоятельно работать с материалом. Если не научитесь работать с материалом (где очень многое уже подробнейше разжевано), то как научитесь работать с ребенком?
Поэтому вы сперва тщательно изучаете весь предложенный материал, смотрите весь видеоархив, применяете все это на практике (в общем, полностью следуете плану, предложенному ниже) и только потом начинаете задавать вопросы. Уже в режиме дистанционной консультации. Потому что для того, чтобы дать ответы, мне потребуется полная картина того, какую работу вы проделали, и что происходит на текущий момент. Только в этом случае я смогу вам реально помочь.
В-третьих, у меня попросту нет времени разбирать подробно каждую ситуацию. ПОмните, что я загружена и так до отказа. И поэтому сделала все, чтобы у вас была возможность разобраться самостоятельно (по предложенным материалам).
Вот теперь переходим к плану.
1. Внимательно перечитать ВСЕ мои материалы. Сделать все необходимые распечатки, чтобы они были доступны для изучения постоянно, всегда под рукой: многие вещи станут понятны и улягуться в голове далеко не сразу!
2. Разобраться, как правильно заполнить шаблон по двигательной раскладке и внимательно заполнить его. Это очень важная часть самостоятельной работы.
3. Внимательно посмотреть ВСЕ видеоматериалы из нашего видеоархива, послушать ВСЕ мои комментарии в реальном времени. И не по одному разу, потому что поначалу каша в голове будет неизбежна, и многое выпадет из поля зрения.
4. Составить на основании всей полученной и изученной информации (печатной и видео-) вашу индивидуальную программу: ежедневный комплекс вашего ребенка.
5. Поработать самостоятельно не меньше месяца. Постоянно сравнивать вашу работу в выполнении элементов и связок с тем как это делаю я. На основании этого исправлять свои ошибки.
Если повезет, то просматривая и пересматривая материалы из нашего видеоархива, вы встретите ребенка, примерно похожего на вашего (в общем и целом). Тогда можно попробовать ориентироваться на его программу. Только (если речь идет о выборе программы) смотрите, чтобы ролики были достаточно свежие, моя программа продолжает модифицироваться, оптимизироваться и оттачиваться и по сей день. Есть предположение, что процесс этот не остановится никогда)).
6. Затем, выполнив всю эту серьезную работу со всем старанием, вы должны снять то, что в итоге у вас получилось: вашу индивидуальную ежедневную программу, над которой вы хорошо поработали. Разбить на отдельные недлинные ролики (это желательно, с ними удобнее работать) и разместить на vimeo.com. Присвоить каждому ролику имя в зависимости от того элемента или группы элементов, что он будет включать.
7. И только после этого вы со спокойной душой можете обращаться ко мне за помощью. В том случае, конечно, если она вам будет нужна.
Но не забрасывая меня письмами с общими пространными вопросами! Дорогие родители, пожалейте меня и мое время! Мне приходится разрываться по многим направлениям сразу, поэтому я просто не имею физической возможности отвечать на такие письма.
Поэтому, когда будете готовы, вы спокойно присылаете мне заявку на консультацию, где будет обязательно ссылка на ваши ролики. Кроме того, к письму должен быть прикреплен заполненный вами точно по образцу шаблон по двигательной раскладке на текущий момент, и оставшиеся у вас после всей проведенной работы вопросы, на которые вы не нашли ответа.
В ответ вы получите от меня письмо, в котором будет подтверждение, что я готова вас проконсультировать и сроки, - сколько времени мне потребуется на работу с вашим материалом.
Условия, на которых я берусь проводить дистанционные консультации, вы прочтете ниже.
Итак, с этим письмом у вас в руках есть сразу три источника получения информации: моя работа «Комментарии к системе двигательной коррекции», наш видеоархив и мои материалы с форума autism.forum2x2.ru
Материала теперь более чем достаточно, чтобы не только самостоятельно вывести ребенка на программу, но и чтобы организовать необходимую динамику: своевременное изменение программы в зависимости от появляющихся новых умений, наращивание темпа и объема. То есть я постаралась сделать все для Вашей самостоятельной работы с максимальным КПД. Вам осталось только, глубоко вникнув во все и разобравшись, трудиться и двигаться вперед. То есть, серьезно работать и учиться, учиться и работать.
Дистанционные консультации
Однако если вам все же потребуется мое личное участие в коррекции программы на любом этапе, вы можете прислать мне заявку на консультацию, к которой вы должны будете ответственно подготовиться. Что вам нужно будет сделать:
1. Вы снимаете видео полного ежедневного комплекса, который с учетом всех моих рекомендаций и материала выстроили для Вашего ребенка. И заливаете его на vimeo.com
Видео должно быть полным, но каждый элемент или связка будут выполнятся вашим ребенком не более одного-двух раз: на просмотры многочасовых видео у меня времени не будет. Если я не комментирую какой-либо элемент или связку и по ним с вашей стороны не задано вопросов, значит, выполнение правильное.
Делаете понятное название, в котором будет имя и фамилия Вашего ребенка плюс номер отснятого видео с того момента, как Вы начали работать по моей программе.
Вы сможете это сделать в формате уже существующей нашей группы, и тогда оно будет видно всем «согруппникам», либо, если Вы не хотите, чтобы Ваше видео «было обнародовано» в нашем узком кругу, выкладываете его вне нашей группы.
2. Мне в письме присылаете ссылку на это видео и пароль, если вы выложили его вне нашей группы.
3. Я буду делать общий подробный разбор вашего полета. Но все равно в Вашем же письме вы должны сделать акцент на проблемы, которые Вы не можете решить самостоятельно. И их уже я буду разбирать более детально.
4. К письму-заявке обязательно должен быть прикреплен внимательно заполненный Вами шаблон по двигательной раскладке на текущий момент. Шаблон для заполнения и образец я прикрепляю к письму вместе с другими материалами. Заполнять шаблон Вы должны в точности по образцу.
5. И вот такие индивидуальные консультации, уж прошу меня простить, будут платными. Они требуют немалого времени. Цена на текущий момент — 5 тыс. руб. за полный разбор Вашего комплекса и его выполнения на данном этапе по всем его составляющим. На такой разбор у меня обычно уходит часа два с половиной, поэтому смею надеяться, что цена справедливая.
6. Давать такие консультации с подробным разбором я смогу не чаще, чем раз в два месяца, так как мои возможности тоже сильно ограничены. Так что бережём и семейный бюджет и меня, и обращаемся ко мне только как следует поработав самостоятельно. Как показывает опыт, такая коррекция обычно бывает нужна примерно раз в три месяца.
7. Высылаете мне оформленную заявку на полную консультацию и ждете. Когда у меня появляется время, я делаю разбор ситуации.
Ну и конечно Вас никто ни к чему не обязывает. Если решите работать полностью самостоятельно — работайте! Даже более того, если я буду обновлять материал, эти коррективы Вы тоже получите.
С уважением,
Света
Лицензия
Данные материалы публикуются под лицензией Creative Commons CC-BY-NC-ND (CC Attribution — Noncommercial — No Derivative Works).
В соответствии с этой лицензией вы можете свободно копировать, распространять и передавать данные материалы другим лицам при обязательном соблюдении следующих условий:
• «атрибуция» — распространяя или цитируя данные материалы вы должны указывать их автора и источник;
• некоммерческое использование — вы не можете использовать данные материалы в коммерческих целях;
• без производных — вы не можете изменять, преобразовывать эти материалы или использовать их как основу для собственных.
Последние два ограничения могут быть сняты, если вы получили на это разрешение от правообладателя.
В соответствии с этой лицензией вы можете свободно копировать, распространять и передавать данные материалы другим лицам при обязательном соблюдении следующих условий:
• «атрибуция» — распространяя или цитируя данные материалы вы должны указывать их автора и источник;
• некоммерческое использование — вы не можете использовать данные материалы в коммерческих целях;
• без производных — вы не можете изменять, преобразовывать эти материалы или использовать их как основу для собственных.
Последние два ограничения могут быть сняты, если вы получили на это разрешение от правообладателя.
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Скопировано из файла Светланы Грибовой «Комментарии к системе двигательной коррекции»
Данная методика выработана мною в результате многолетней работы по двигательному развитию моего собственного ребёнка и других детей, родителям которых я помогала в меру своих сил и опыта.
Тщательное изучение материала, скрупулёзная оценка всех особенностей вашего ребёнка, осторожное исполнение упражнений и неослабевающее внимание к его реакциям сводят ваш риск к минимуму. Но, поскольку никто не знает вас и вашего ребёнка дольше и лучше, чем вы, исключительно вам решать, какие методы коррекции и реабилитации вы сможете безопасно воплотить, что делать можно, а что нельзя. А соответственно, следующие слова должны быть сказаны...
! Автор не может гарантировать доступность, полезность и безопасность представленной здесь информации для вас и для ребёнка, к которому вы её можете применить. Если вы как-либо используете следующую информацию — вы делаете это на свой страх и риск, а так же принимаете на себя ответственность за любые последствия своих действий.
Данная методика выработана мною в результате многолетней работы по двигательному развитию моего собственного ребёнка и других детей, родителям которых я помогала в меру своих сил и опыта.
Тщательное изучение материала, скрупулёзная оценка всех особенностей вашего ребёнка, осторожное исполнение упражнений и неослабевающее внимание к его реакциям сводят ваш риск к минимуму. Но, поскольку никто не знает вас и вашего ребёнка дольше и лучше, чем вы, исключительно вам решать, какие методы коррекции и реабилитации вы сможете безопасно воплотить, что делать можно, а что нельзя. А соответственно, следующие слова должны быть сказаны...
! Автор не может гарантировать доступность, полезность и безопасность представленной здесь информации для вас и для ребёнка, к которому вы её можете применить. Если вы как-либо используете следующую информацию — вы делаете это на свой страх и риск, а так же принимаете на себя ответственность за любые последствия своих действий.
Файлы
Методика http://yadi.sk/d/m_WzLm295SFLJ
Комментарии к системе http://yadi.sk/d/eeJCAMg45SFPz
Начинаем! подробное руководство http://yadi.sk/d/PKgGSdzW5SFTN
Шаблон http://yadi.sk/d/jV-D5Tle5SFWL
Образец для заполнения шаблона http://yadi.sk/d/dJJEySDH5SFYV