«Я иду в дом на горе»
В нашем городе есть очень высокие дома. Нерукотворно высокие. Они так высоки, что с последних этажей видно, что там, за линией горизонта. На последнем этаже одного из таких домов живет замечательный маленький мальчик. Дима его зовут. У Димы удивительно обычная жизнь. В этой жизни есть старший брат, и есть младший брат. Есть творческая мама и ответственный папа. Есть у Димы прогрессивная бабушка. И еще у Димы есть солнышко. Не то солнышко, которое светит всем на свете, а другое. Солнышко в каждой клеточке его организма. Солнышко сорок семь. Дима – удивительный, особенный, солнечный мальчик, живущий счастливой жизнью любимого ребенка. Синдром Дауна. Как мы еще мало знаем о таких детях. Вот я – логопед, иду в дом на горе. В моей голове назойливо крутится вопрос: «А я смогу работать с солнечным ребенком?» У моих друзей доченька солнечная. Ей тринадцать. Она часто болеет. Не умеет разговаривать, но, здорово все понимает. Почти мысли читает. Что ждет меня? Меня ждала очень интересная компания. С первых же минут я поняла – сработаемся. Все в доме – в помощь Диме. Нормально социализированный ребенок. Все умеет. Речевая среда такова, что первые звуки в словах Димочка произносит практически правильно. Да. Работы много. Но есть контакт! Ласковый ребенок, легко идет на руки, прижимается, предоставляет возможность с ним играть, разговаривать. Пусть это длится недолго, и мальчик переключается на другие занятия с невероятной легкостью. Тем более отвлекающих моментов достаточно. Когда мы остаемся наедине, что бы не выполнять требований программы, Дима замирает, и, прикрыв глаза, «уходит в себя». «Отстань, я не хочу. Устал». Вот что это значит. Тогда я завожу интересную для него игру. Главное, чтобы сначала вместе. Все вместе! О! Получилось! «Дима, я без тебя ничего сделать не могу – помоги!», - и, Димочка, добрый, отзывчивый, маленький мужчина, тут же приходит на помощь. Карандаши собраны, скатаны из пластилина разноцветные шарики, доска тщательно протерта от остатков мела. Выбросить мусор – пожалуйста. Открыть дверь, включить свет и прочие домашние дела – с радостью. Дима так много умеет! В свои пять лет. Он гибкий. Очень гибкий. Где-то это даже настораживает. Например, пальчики. Их надо долго тренировать, чтобы правильно держать мелок и карандаш. Но мы на удивление очень быстро освоили, что есть не просто линии «вверх-вниз», а еще и круги! А это целый мир, в котором: солнце, колеса машины, тарелки и Смешарики! Следующий шаг: нарисовать себя! Себя Дима рисовать не хочет. И если я предпринимаю такие попытки, просто стирает рисунки. Поэтому мы учимся принимать себя играючи: ушки, щечки, носик, хлоп! Головка, грудь, коленки, топ! Изучаем себя, изучаем свое устройство. Кричим, прыгаем, сидим тихо, думаем, лепим, рисуем. Все это с одной целью – как можно гармоничнее войти в контакт с этим большим миром. Научиться у жизни всему, что она может дать солнечному человеку, и человеку любому. Учимся отдавать в этот мир часть себя. Быть рядом с тем, кого любишь, и учимся принимать любовь. С Димой легко. Да, он может заупрямиться, закапризничать, но не больше, чем любой другой ребенок его возраста. Да, он может уйти в себя. А разве каждому из нас не хочется порой побыть одному? Да, он бывает, болеет. Как все. Но самое главное, что Дима принимаем его семьей. Как ребенок. Как человек. Как личность. Веселье с братьями. Возня с отцом. Беготня за мамой, в поисках утраченных сокровищ из волшебной пещеры «Холодильник». Занятия с педагогами, встреча гостей… Все в обычном режиме. Просто жизнь. Я снова иду в высокий дом на горе, откуда видны море и солнце. Солнце, уходящее за горизонт. Пусть идет по своему обычному пути. Встретимся с ним завтра. А у нас свое маленькое Солнышко в доме на горе – Дима!
Автор Евгения Коваленко, логопед. Кабинет «Алиса и Говорун» при детском центре «Создание»
|