Размышляя о отношении общества к «особым детям», я пришла к выводу, что не только сам социум имеет свою собственную позицию по этому вопросу, сформулированную или навязанную образованием, менталитетом, культурой и историей, но и сама мать во многом формирует образ своего ребенка в глазах окружающих людей. Именно ее отношение к нему, реакция на какие-либо действие малыша, слова, с которыми она к нему обращается и даже прикосновения и объятия показывают людям как им нужно общаться с эти ребенком, и кто он – опасный и пугающий элемент, которого нужно остерегаться или человечек с особенностями поведения, который вполне мирно может сосуществовать рядом с обычными детьми, входить в контакт с их родителями. Только мать может показать насколько душевно одарено ее дитя, насколько интересным его мир может стать для окружающих, насколько комфортным может быть их общение. И вот тут мы должны сделать для себя вывод, что мысли матери о своем ребенке не остаются внутри их отношений, а уходят дальше, во внешний мир и дают почву для симбиоза ребенка с обществом, или же наоборот выталкивают ее из-под ног самого ребенка, делая его изгоем.
К «особому» ребенку в обществе всегда вынимание повышено. Это может быть не очевидным, но люди смотрят, наблюдают и делают выводы. Особенно это заметно при общении самих детей, когда на какой-либо площадке они встречаются, общаются и играют. Родители невольно сравнивают детей друг с другом, за тем как они выстраивают отношения в группе, ведь именно там и можно лучше понять своего собственного малыша, его страхи, лидерские качества, стремления к проявлениям агрессии или сочувствия. Но тут, я бы хотела привести в пример такую поговорку «Что позволено Юпитеру, то не дозволено быку». Не смотря на то, что дети могут и не сильно отличаться друг от друга, их поведения и действия могут быть схожими, мнение о разных детях будет разным. Причем эта поговорка отражает отношения по обе стороны здоровья детей. Особым детям многое прощается, особенно если это-то что-то невинное и не опасное. Но, как только игра или общение переходит рамки, возникает конфликт, так внимание родителей сразу обостряется и очень часто оно сосредотачивается на «особом» ребенке. И в этой ситуации именно реакция мамы «особого» малыша покажет окружающим людям как им нужно реагировать. Отдернет ли она его, остановит, покажет, что он такой же понимающий член общества, что он такой же ребенок, который может просто заиграться и обидится, или же он станет Юпитером, неприкосновенным в своем диагнозе, который не может быть остановлен и наказан ни по какой причине в силу своего состояния. Если мать относится к своему малышу как к неполноценному члену общества, которому нужно всепрощение и трепетное внимание, то это в итоге приведет к изоляции семьи в пределах этого самого мини-общества. Мамы начнут уводить своих детей с площадок, т.к. будут видеть, что «особый» малыш под покровительством родителей может безнаказанно обижать их детей. Им будет проще уйти от общения.
Если мы хотим, чтобы наших детей принимали в социуме, они не испытывали дискомфорта при общении, то нам нужно научится самим показывать людям, что это возможно. Очень сложно будет людям принять несамостоятельного ребенка, который не только в силу своего состояния, но и по причине родительской гиперопеки не способен что-либо делать сам. И возможность отрицательного восприятия будет увеличиваться с каждым годом. Пока ребенок еще маленький, его зависимость от материнских рук очевидна, он нуждается в ее внимании и заботе, но как только он переступает порог 4-5-6 лет, когда обычные дети уже умеют самостоятельно есть, ходить на горшок, одеваться и говорить, то его «особость» становится все более очевидной. Нам всем известно, что способности и возможности наших детей ограничены, и как ни крутись, как не прививай навыки самообслуживания со временем все равно образуется разрыв. Но, если мать терпелива, если она видит своего ребенка хоть сколько-нибудь самостоятельным, то она ему позволит ухаживать за собой и окружающими. Ведь именно принятие решений, действия, не контролируемые родителями и учат ребенка контактировать с этим миром, с едой, предметами, животными. Отбирая у ребенка это шанс познать мир своими руками, опасаясь травм или лишней грязи, мама может привить ребенку стойкую зависимость от помощи взрослого, что еще больше загонит его в рамки «особенности» и отдалит от обычных детей, которые все эти вещи познают куда быстрее.
Невозможно требовать у общества гуманного отношения к своему ребенку, выделяя его из этого общества, выпячивая его особенности. Наши дети не такие как все, и мы это знаем, и именно поэтому нам нужно научится обходить острые углы, решать конфликты. И это не возможно сделать, если для себя самой не решить кто же мой ребенок, кем я его вижу и кем я хочу, чтобы его видели другие? Я уже писала выше, что выделяю три условных типа отношений матери к своему ребенку, и что они все три неотделимы друг от друга, проявляясь каждый в различных моментах и ситуациях. Таким образом возникает необходимость гибкого мышления, определения моментов, когда ребенку делается скидка в связи с его особенностью, или напротив от него требуют большего послушания чем от обычных детей. У родителей особых детей есть необходимость научить ребенка быть полноценным членом общества, не впадая в крайности, уча борьбе, терпению и прощению. Нашим детям самой судьбой уготованы серьезные препятствия на их жизненном пути, и нельзя сделать вид что он такой, как и все, как и нельзя сделать из него изгоя только по причине диагноза, навалив на хрупкие детские плечи всю тяжесть материнской любви и горя. Невозможно охранить свое дитя от внешнего мира, так же, как и нельзя забыть о том, что родители не вечны. Понимая, что однажды ребенок может остаться один на один с этим миром, мы должны дать ему толчок, сопроводить в дальнейшую жизнь уже не боясь, что он останется одиноким недееспособным инвалидом, от которого отвернулось общество. Мы должны убедить и его и общество что они могут быть вместе, научить их быть вместе, показать пути. Ребенок должен видеть этот мир таким, какой он есть, со всей его красотой и не справедливостью.
Кто Ваш ребенок? Он такой же как и все? Он сможет жить полноценной жизнью и не нуждаться в поддержке? Или он глубокий инвалид, до которого невозможно достучаться через стены, которые воздвигла его мать, желая оградить от боли и переживаний, не научив тому, что он смог бы осилить в силу своих возможностей? Или он человек с особенностями, который нуждается в поддержке, но вместе с тем открыто идет на контакт, и способен ответить тому, кто его обижает или же предлагает свою защиту? Как и его семья, которая научилась жить с новыми обстоятельствами и сделала шаг на встречу тем, кто с миром «особых» не знаком?
Возможно, мои слова довольно грубы и слишком сильно сужают картину, но я лишь пыталась донести свою мысль о том, что ребенок видит мир мамиными глазами, как и мир смотрит на ребенка через призму материнской любви. Не дайте им испугать друг друга.
|