Думаю, что этот материал Вам поможет:
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПЕРВИЧНОЙ ВСТРЕЧИ и ПОДДЕРЖКИ ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВОЛОНТЕРОВ
На примере Московской родительской консультации «Беседка» Клуба усыновителей.
Релиз 16 июня 2007
Идея «Беседки» как первичной родительской консультации для начинающих усыновителей и опекунов предложена в 2004 году - Аллой Брук, - мамой, воспитывающей троих приемных детей.
«Беседка» – это место встреч, где потенциальные и начинающие принимающие родители, могут проконсультироваться и пообщаться в неформальной обстановке с опытными усыновителями и опекунами. Так же туда приходят принимающие родители, у которых возникают проблемы или непонимание в семье.
Принципы и преимущества
Основной принцип и преимущество «Беседки» – возможность общения с энтузиастами и людьми, имеющими личный опыт, а не с работниками, обязанным исполнять функции консультантов по должности и не с психологом, пока представляющемся в Российском общественном сознании, чем-то средним между врачом и прокурором.
Таким образом, преодолевается психологический барьер и людям гораздо проще сделать первый шаг – прийти поговорить с людьми прошедшими этот этап (инсайдерами), чтобы получить моральную и информационную поддержку до прихода к специалистам.
Основная цель
Оказать моральную поддержку людям, задумавшимся принять ребенка в семью, помочь преодолеть проблемы людям уже воспитывающим детей.
Задачи консультационной службы
Помощь будущим родителям:
– развеять мифы, слухи и домыслы, бытующие в общественном мнении относительно брошенных детей, процедуры и возможности взять ребенка
– разобраться с собственными страхами людей
– дать начальную информацию и консультацию по возможности усыновления, опеки, создания приемной семьи, основы процедуры оформления и поиска ребенка, предложить посещение Школы
– показать на своем примере возможность успешного приема ребенка в семью
Помощь начинающим родителям:
– поддержать их морально, дать выход эмоциям, в период трудностей
– поделиться собственным опытом и опытом других родителей по процессу адаптации ребенка и семьи
– подсказать где могут помочь и направить на консультацию к специалисту или семье сталкивавшейся, в свое время, с аналогичной проблемой
– предложить необходимую литературу и источники для самостоятельного изучения.
Тем кто относительно давно воспитывает приемного ребенка:
– поддержать их морально, дать выход эмоциям, в период трудностей
– снять страхи и ошибочные ожидания при возникновении возрастных изменений
– предложить решение того или иного вопроса воспитания, например как рассказать ребенку о его появлении в семье или как подготовиться к принятию второго ребенка и т.п.
– подсказать где могут помочь и направить на консультацию к специалисту или семье сталкивавшейся в свое время с аналогичной проблемой
– предложить необходимую литературу и источники для самостоятельного изучения
А так же, «Беседка» может стать традиционным местом встреч семей, которые общаются виртуально ( в конференциях, по переписке, телефону), но хотели бы встретиться.
Людей привлекает в «Беседке»:
Личный опыт консультантов.
Неформальная обстановка.
Конфиденциальность.
Удобное место и время встреч - возможность совместить консультирование с досугом, прийти с детьми (кровными, приемными), заглянуть в кафе, пройтись по магазину для детей.
Возможность увидеть и оценить что из себя представляют приемные родители и их дети (социальный уровень, наличие или отсутствие проблем и т.п.)
Возможность получить информацию в виде брошюр, газет, книжек.
Возможность там-же проконсультироваться с приглашенным специалистом.
Наиболее часто случающиеся ситуации, с которыми приходят на консультацию люди:
ДО приема ребенка в семью
– Муж или родители против усыновления.
– Пока не можем взять ребенка, или боимся пока хотим взять в гости – как это сделать?
– В какой орган опеки идти если мы снимаем квартиру и прописаны в разных.
– Как имитировать беременность и как другие это делали.
– Нужна ли тайна усыновления и в какой степени, реально ли сохранить тайну.
– Можно ли пойти в дом ребенка сразу и там выбрать ребенка.
– Как определить серьезно ли болен ребенок.
– Хотим к кровному ребенку ровесника, чтобы были как двойняшки – как это делается.
ПОСЛЕ приема ребенка в семью
– С ребенком что-то происходит (плачет, убегает, не слушается, кусается, обижает других детей).
– Поступок ребенка вызывает у родителей опасения наличия отклонения в развитии или возможную девиантность поведения (антисоциальный поступок или необычность поведения – раскачивается, деревенеет).
– Как рассказать ребенку о его принятии в семью, у кого как было.
– Медицинские и психосоматические вопросы: надо ли что-то лечить или пройдет само, если лечить то где и когда.
Система проведения встреч
– Регулярное, еженедельное мероприятие, за исключением общенациональных праздников, если не было другой договоренности (например в случае проведения больших встреч в праздники).
– Проходит в выходные или после работы, оптимально – пятница вечер с 18 30 до 21-22 часов. Отдельные встречи могут проходить дополнительно.
– Дежурят опытные принимающие родители, желательно, вместе с детьми. Возможно одновременное дежурство нескольких семей – так интереснее для консультирующихся и меньше нагружает консультантов.
– Вход посетителей свободный, без записи, без фиксации кто пришел.
– Запись возможна в случае необходимости проконсультироваться с конкретным человеком или приглашенным специалистом.
– В случае необходимости конфиденциальной консультации, гость и дежурящий консультант переходят в отдельную комнату, а место консультанта занимает помощник консультанта.
– Учет консультирующихся ведется в журнале без указания их личных данных, указывается дата, описывается состав семьи и вопрос /проблема ей заданная, действия консультанта.
– Перед началом очередного сезона или в случае необходимости проводятся общие встречи всех консультантов для обсуждения проблем, отработки технологии, раздачи им информации, рекламы о «Беседке».
Подготовка к проведению
– Проводится отбор консультантов. Важно найти люде умеющих слушать, думать, гибких, спокойных, знающих процедуру по всем формам, разные ситуации поведения детей во время адаптации и приемы решения проблем. Чаще всего людей приглашаем по рекомендации.
– Формируется черновой график дежурств, с возможностью дублирования в случае болезни или каких-то событий, которые могут помешать консультанту заступить на дежурство.
– Завозится нужное оборудование, книги, газеты, игры и игрушки – нужен перечень необходимого наличия для своевременного подновления.
– Организуется реклама: на сайте, печатаются и раскладываются агитки около места проведения, в других общественных местах, подаются рекламные объявления в прессу.
– Уточняются списки консультантов, извещаются кто за кем дежурит, кто дублер.
– Проводится общий сбор консультантов, на котором оговариваются принципиальные моменты: процедуры согласования и замены консультантов, принципы работы с гостями, с журналистами, с приходящими друзьями. Так, чтобы процесс был эффективным и одни его части не мешали другим, например, индивидуальное конфиденциальное консультирование и встреча старых друзей. Так же обсуждаются технические моменты, где что лежит, как пополняется, в каком состоянии сдается помещение.
– Оптимально начинать работу Беседки после большой публикации или ещё лучше, показа сюжета о работе организации и открытии Беседки.
– На первую встречу необходимо пригласить несколько семей-консультантов, так как обычно приходят много консультирующихся или журналисты.
– Начинающие консультанты, до того как начнут консультировать самостоятельно, должны дежурить три–четыре раза как стажеры в дополнение к более опытному консультанту. Наблюдают за процессом приема гостей (приглашение, организация стола, как что спрашивать гостей, что им отвечать, знакомятся с тем где расположен инвентарь, литература).
Обеспечение для организации «Беседки» и проведения встреч
Желательно иметь две комнаты.
Одна достаточно большая – зал, примерно 20 метров, где можно организовать встречу нескольких семей, вместе со взрослыми могут находиться их дети..
Вторая – маленькая для индивидуальных консультаций – 6-7 метров.
Обстановка зала (гостевого зала):
– оформление: стены одноцветные мягких чистых пастельных тонов, теплых оттенков, на стенах рисунки детей, фотографии семей и детей в семьях. Задрапированные окна. Освещение – светильники накальные, дополнительное местное освещение. Очень хорошо смотрятся и оживляют обстановку подвешенные к потолку поделки из бумаги, крупные фотографии,
– палас, но не ковролин, если ковролин есть, палас всё равно нужен
– выделенный игровой уголок с крупным мягким инвентарем, игрушками. Важно иметь настольные игры, карандаши, фломастеры, пластилин и пазлы, чтобы занять ребенка.
– диван без поручней и 2-3 легких кресла, тоже без поручней,
– раскладные стульчики для проведения больших сборов.
– чайный столик (несколько) средней высоты, .
– ОТКРЫТАЯ стойка-стеллаж с играми и детскими книжками, карандашами и бумагой,
– ОТКРЫТАЯ стойка-стеллаж с газетой «Ау! Родители!» и книгами для взрослых.
– шкафчик для хранения литературы и чайных принадлежностей.
– телевизор, видеомагнитофон и DVD плеер, несколько пар радионаушников (смотреть записи мероприятий, передач, показывать мультфильмы детям).
– альбом с фотографиями семей, взявших детей, желательно иметь в нем фотографии детей, какими они были до приема в семью и после, для сравнения.
Обстановка консультационной комнаты:
– два – три легких кресла
– журнальный столик
– шкаф с открытой и закрытой частью В закрытой части хранятся материалы
– сервиз, с чайником для заварки (пакетики не приветствуются)
– два электрических чайника среднего размера, для оперативного кипячения воды на разное количество людей (важно при больших встречах)
Внимание! В помещении не должны находиться формальные предметы – компьютеры, рабочие столы, жалюзи, металлические стулья, люминисцентные лампы. Так же не желательны рояли, пианино, синтезаторы и музинструменты. Обстановка должна максимально напоминать домашнюю. Нежелательно превращать помещение в выставку детских поделок, рисунков и т.п.
Беседка живое дело, мы постоянно учимся и развиваемся.
P.S. Составлен материал сотрудниками проекта "К новой семье" г.Москва
|