Имя: Марина С нами с: 20 май 2006 Сообщений: 10187 Изображений: 0 Откуда: Владивосток Благодарил (а):1474 раза Поблагодарили:1241 раз
В декабре 2008 вышла книга Людмилы Петрановской "К вам в класс пришел приемный ребенок". Автор - психолог, много лет проработавший в патронатном детском доме. Здесь можно почитать ее большую статью для приемных родителей: Усыновление, психология (статьи, книги)
Копирую декабрьское сообщение Людмилы:
Цитата:
Вышла моя книжка, про которуя я писала летом: "К вам в класс пришел приемный ребенок", для учителей и которую сумел издать фонд "Адреса милосердия" Замысел был такой, чтобы педагоги лучше понимали, почему эти дети так себя ведут (глава "Почему он такой") и как им можно помочь вести себя иначе (глава "Переходим к делу"), а еще пять подробных историй детей с комментариями, что происходило с ребенком с точки зрения психологии и что взрослые делали или могли сделать, чтобы ему помочь (глава "Как это бывает"). В результате получилось, что три четверти текста полезны не только учителям, а и приемным родителям, специалистам, волонтерам и всем, кто с нашими детками так или иначе контачит. Если кто прочтет, буду очень благодарна за отзывы и замеченные неточности. http://community.livejournal.com/semja_ ... html?nc=90
Два грантовых тиража уже разлетелись по всей стране, у меня было 4 экземпляра, я передала в опеку, в центр "Коррекция", прочитала сама и дала почитать приемной маме мальчика-школьника, ей она тоже показалась очень нужной и полезной. Сейчас ее Оля Царева читает, потом могу еще кому-то передать почитать.
Вчера появилось сообщение Людмилы, что вышел третий тираж книги:
Цитата:
Вышел наконец-то новый тираж книги, теперь она называется чуть короче: "В класс пришел приемный ребенок" Вот как она выглядит:
Что изменилось с первого издания: 1. Добавлено несколько главок про проблемы собственно в обучениии (раньше речь шла преимущественно о трудном поведении).
2. В приложении -- развивающик игры, каковые могут помочь эти самые проблемы с обучением и вообще отставание преодолеть.
3. Чудесные картинки художницы Наташи Васильевой. На них Буратино, Дюймовочка, Снегурочка, Маугли и прочие сказочные приемные детики переживают все те же трудности, что и детки вполне реальные :)
4. И не столь приятное изменение -- теперь книжку нельзя получить бесплатно, поскольку грантового тиража мы так и не дождались, пришлось искать инвестора. Зато хватит на всех!
Как приобрести: Шаг первый. Зайти сюда http://www.admil.ru/dialog/events/show/?newsid=243 и распечатать квитанцию, которую оплатить в любом банке. Можно в одну квитанцию насколько экземпляров включить, стоимость 1 экз. -- 170 руб. Если есть возможность оплатить через организацию, можно сделать это безналом по реквизитам, указанным в квитанции.
Шаг второй. Позвонить по тел. 250-64-63 и договориться, когда вам удобно подойти за книгой. Это м. Новослободская, рядом с метро. Если вы заказываете много, можно договориться, что вам книги подвезут.
Для россиян не в Москве. Присылайте заказы по адресу admil@inbox.ru Если не найдется оказии, вам вышлют книжку наложенным платежом. Старайтесь кооперироваться по нескольку человек, чтобы доставка была дешевле.
Смерть родителей. Потеря ребенком родителей В нашей культуре принято недооценивать детское горе: "Маленький, что он понимает... Скоро забудет. Да вон он уже смеется". Если ребенок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Когда-то я была поражена мыслью, которую высказала детский психолог Мария Капилина: "Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком - это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок - это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка - весь его мир". Причем для ребенка лет до 7-8 нет принципиальной разницы, умерли его родители или его у них забрали. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0098.shtml ..... Из журнала Людмилы Петрановской Три кита и один верблюд До сих пор речь шла о трудном поведении. Но ведь есть еще трудности собственно с обучением, с усвоением новых знаний. Практически у всех детей, которых берут из детских домов, стоит диагноз ЗПР. У многих нарушено внимание, плохая память, трудности с абстрактным мышлением, при том, что в общем и целом интеллект в пределах нормы. Что со всем этим делать? http://ludmilapsyholog.livejournal.com/11328.html http://ludmilapsyholog.livejournal.com/11647.html
Одна глава с небольшими сокращениями – «Способности, хорошие… и разные». Сайт газеты «Первое сентября»
Людмила Петрановская Карта способностей Профессионализм начинается там, где мы научаемся отслеживать свою нетерпимость к иначе организованному мышлению
«Когда речь идет об обучении детей, психология, методика, педагогика так тесно переплетены, что бывает невозможно определить: вот этот конкретный мальчик — он почему по математике не успевает? У него страх неудачи? Или у него выработалась привычка не думать, а угадывать? Или у него действительно «западают» какие-то мыслительные функции? Или просто сильно запустил? Или не хочет? Или все сразу?» – читаем мы в книжке специалиста, авторитетного в среде приемных родителей, психолога Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ. Книга называется «В класс пришел приемный ребенок», она издана фондом «Адреса милосердия». То, что говорится в книге о приемных детях, часто бывает справедливо и для детей из неблагополучных семей, детей, переживших психологическую травму, тяжело болевших в раннем возрасте, детей переселенцев и беженцев, оторванных от привычной среды – словом, любых детей, которые сейчас находятся или долгое время находились в ситуации слишком сильного стресса. Мы публикуем одну главу с небольшими сокращениями – «Способности, хорошие… и разные».
Неспособный ребенок?
Есть обстоятельства, которые мы не в силах изменить. Надо признать, что если у ребенка в период самого активного познания мира, в раннем детстве (примерно от года до 4 лет), не было условий для развития, а постоянный сильный уровень стресса тормозил познавательную активность, многие возможности будут утрачены для него навсегда. Любознательность, легкость схватывания нового как устойчивые качества ума должны формироваться в раннем детстве, в благоприятный для этого период. Если в силу тяжелых обстоятельств детства это оказалось невозможным, очень часто потребность в познании и способность к усвоению нового как таковая остается сниженной. Но это не самое страшное, таких людей вокруг нас немало, они любят, дружат, растят детей, радуют себя и приносят пользу другим. Другое дело, что существует представление, будто все дети делятся на «одаренных», «нормальных» и «с ограниченными способностями». И будто бы можно отделить одних от других, рассадить по разным классам и школам и дать программу по силам. Если бы все было так просто!
У каждого из нас — своя уникальная карта способностей, которая, как мозаика, сложена из множества связанных друг с другом элементов. Кто-то легко запоминает стихи, но плохо цифры. Кто-то хорошо ориентируется на местности, но совсем не воспринимает музыку. Кто-то может долго быть внимательным и собранным, но не способен думать, если условия задачи все время меняются. Кто-то пишет очень грамотно, но не может свободно излагать свои мысли. Кто-то имеет ужасный почерк, но прекрасно владеет компьютером. Да миллион вариантов!
Мозг человека – очень сложная структура. До сих пор не очень понятно, почему одни его участки у данного человека работают лучше, другие – хуже. Возможных факторов воздействия очень много: от генов и экологии до обстоятельств появления на свет и психологического состояния мамы во время беременности. Известно только, что в мозгу каждого человека есть так или иначе возникшие зоны с нарушенной проходимостью, или ММД – микромозговые дисфункции. Такая дисфункция может затрагивать даже не глобальную способность к чему-либо, например, к абстрактному мышлению, или к запоминанию вообще, а некую грань, аспект способности. Есть люди, которые плохо запоминают лица, а есть – которые не удерживают в памяти имена и фамилии. Встречаются те, кто очень точно слышит фальшь в музыке, но сам чисто не споет даже «В лесу родилась елочка». Я, например, очень любила в школе геометрию, но при этом до сих пор иногда путаю право и лево, а сколько раз выкраивала не на ту сторону рукава и воротники одежды или выходила не в тот выход из метро! И опять-таки трудно бывает различить: этот человек не способен разгадывать загадки, потому что у него на уровне мозга повреждена функция метафорического мышления? Или в 4 года над ним зло посмеялась воспитательница за глупый ответ? А этот ребенок, который в 10 лет не может сам дойти от дома до школы в соседнем квартале, у него проблемы с топографией? Или просто над ним так трясутся родители?
Без ярлыков
Неспособности соседствуют со способностями, а порой и с незаурядной одаренностью. Хрестоматийный пример – Пушкин с его неспособностью к математике. Самую большую гору забытых в раздевалке вещей мне довелось видеть, естественно, в школе для одаренных детей. Там же был самый спортивно выглядящий школьный врач. Одаренные, они, знаете ли, то мимо стула сядут, то в закрытую стеклянную дверь войдут, то реактив на себя выльют. Приходится быстро по лестницам бегать.
Причудливый узор, который образуют способности каждого из нас, чем-то похож на компьютерную карту большого города с изображением автомобильного движения. Где-то поток машин бодро катится вперед, где-то возникла пробка и движение затруднено, а местами вообще дорога перекрыта, и там – только в объезд. Что-то в этой карте обусловлено стечением событий (произошла авария, перерыли дорогу), а что-то досталось по наследству, например, Москве радиальная структура дорог, которая сейчас очень неудобна, а ничего не изменишь. Наверное, когда-нибудь наступит время, когда для каждого ребенка специалисты будут определять его индивидуальную карту способностей и на ее основе выдавать рекомендации: на что опираться, что развить можно, а что бесполезно, или учить ребенка решать задачи другими способами, «в объезд». Если можно научить слепоглухонемого ребенка читать и говорить, неужели же нельзя найти способы обучения грамотности или математике для детей, у которых в этом месте «дорогу размыло»? Для того, чтобы все это стало возможным, предстоит работа по изучению и человеческого мышления, и процесса обучения, и по перестройке школьной системы. А что нам делать прямо сейчас?
Относиться к своим способностям по-хозяйски
Надо учить этому ребенка. В самом деле: мы задаем «выучить стихотворение» и потом проверяем и оцениваем результат. Но мы никогда не помогаем ребенку научиться учить стихи. Мы требуем: «Будь внимательнее!» Но не подсказываем, что делать, если это внимание так и упрыгивает куда-то, не успеешь оглянуться. Способность анализировать, сопоставлять, классифицировать – без нее вообще никакая учеба невозможна. На уроке от ученика всегда требуется, чтобы она уже была. Но осознанно развивали ее в последний раз на занятиях по подготовке к школе, когда раскладывали морковки зайчикам, а яблоки – ежикам. А потом сразу гласные и согласные, четные и нечетные, части речи, сумма и разность и еще много всего. Всем этим нужно оперировать быстро, точно, да еще и в процессе другой деятельности, например, решить по ходу, писать ли слово с большой буквы. Многоступенчатый алгоритм надо применить. Если у ребенка эта способность «западает» – не избежать проблем.
Очень важно научить ребят не причитать горестно «ах, у меня такая плохая память», а задавать себе вопрос: какая именно у меня память? Как мне легче запоминать? Какой материал вызывает особые затруднения? Что мешает и что помогает? Подробно и конкретно описывать ситуацию и пробовать разные способы ее решения. Цель – найти собственные эффективные технологии запоминания: на слух, на вид, через образ, через сравнение, через действие, через сопоставление.
Вот только некоторые примеры мнемонических техник: записывать сложное слово или историческую дату разноцветными карандашами (каждую букву — другим цветом); декламировать их как стихи, для соблюдения размера добавив междометий (получается еще и весело); петь, как песню, при этом маршировать; сочинить сказку, где бы обыгрывалось правило или повторялись трудные слова; изобразить слово необычным способом (из конфет, изюма, спичек, шнурков от ботинок, самих ребят и т. д.); нарисовать стихотворение, показать его пантомимой; разыграть сценку на основе правила или стихотворения, можно с помощью игрушек или рисунков, спрашивая каждого персонажа о его мыслях и чувствах (пусть мягкий знак расскажет, почему он согласен стоять на конце после шипящих у слов женского рода, а про существительные мужского рода и слышать не хочет).
Можно время от времени посвящать классный час разговору о том, кто как запоминает и какие свои «приемчики» изобрел. Пусть ребята поделятся друг с другом, опробуют новые способы. Заучивание должно восприниматься не как «проклятие», а как вызов, трудная, но интересная задача.
Не забудьте про мысленное упражнение с баррикадой. Проведите его. Пусть ребята сначала представят себе (можно нарисовать на доске или прямо разыграть, как сценку) такую картину: вот я сам, а за баррикадой – задание, которое нужно выполнить, и мой тупой, ни на что не способный, ненавистный мозг. Многие узнают эту картинку – именно так они себе все и представляют. А теперь измените диспозицию: вот я сам, а за баррикадой – трудная задача. Рядом со мной – мой мозг, такой, какой есть, другого нету, это – мой родной. И мы с ним уж как-нибудь напряжемся и справимся. А потом друг друга похвалим.
Тактика «объезда» и «ненаезда»
Также очень важно уметь искать варианты «объезда» и понимать, что в некоторых случаях это правильнее и эффективнее, чем ломиться по прямой. Один мой знакомый мальчик, очень толковый в целом, катастрофически не мог связно излагать мысли на бумаге. Ну просто караул, что у него получалось вместо эссе, а поступать он собирался ни много ни мало – в МГУ, и результат ЕГЭ по русскому должен был быть приличным. Я долго пыталась ему помочь, заставляла писать и переписывать, читать классиков и анализировать эссе великих. Он честно старался – и каждый новый «опус» только приводил меня в отчаяние. Это была чистая, без прикрас, двойка. Вроде бы ясно было, что невозможно, да и незачем учить его «хорошо писать вообще», ему нужно просто написать эссе один раз в жизни – и все (он поступал на естественный факультет). Но слезть с колеи «научить излагать свои мысли письменно» я не могла, пыталась все снова и снова, только вызывая у человека чувство неполноценности. Затем ему очень повезло, он попал на одно-единственное занятие к опытному репетитору. Та по первой же пробе точно поставила диагноз и, не тратя времени на «высокие» цели, сразу пошла в обход. Она сказала: «Представь себе, что эссе – это конструктор вроде «Лего». Парень приободрился, они разобрали конструкцию эссе, блок за блоком, она дала конкретные заготовки для начала, связок, завершения – все. Результат был отличный.
Каждый из нас склонен терпимо и с пониманием относиться к тем «заторам» в голове ребенка, которые похожи на наши собственные. А вот заторы в тех местах, где у нас самих мощный трафик, нас безумно раздражают: ну как можно э-ле-мен-тар-но-го не уметь и не понимать? Поэтому учителя аккуратного, собранного сводит с ума ребенок, все всегда теряющий и путающий, и ни грамма не утешит, что у этого же ребенка – яркая фантазия и самостоятельное, свободное мышление. А учителя творческого, «фонтанирующего» злят девочки-хорошистки с ровным почерком, которые не могут ни на шаг в сторону отойти от шаблона. Все мы люди, это нормально. Но профессионализм начинается там, где мы научаемся отслеживать свою нетерпимость к иначе организованному мышлению, к иной карте способностей. И стараемся использовать все свои собственные дарования, чтобы помочь каждому ребенку. http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100211
Выдержки из книги "Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения" "Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». http://ludmilapsyholog.livejournal.com/95740.html "Часто родители говорят, что ребенок «ленивый» или «неуправляемый», «безответственный», «упрямый, «вредный», а то и «бессовестный», «испорченный», «обнаглевший». Чем тут можно помочь? Честно скажу, при таком подходе — ничем. Если мы констатируем, что ребенок «неуправляемый», то он такой и есть. Можно только расстроиться и горестно посетовать на судьбу. Если мы говорим, что ребенок «избаловался донельзя», то просто констатируем факт. С которым совершенно непонятно, что можно поделать. Пытаться описать проблему трудного поведения как «качество», присущее ребенку, абсолютно бесперспективно. И ставить задачу по изменению самого ребенка и его качеств — дело безнадежное. Попробуем разобраться, почему. http://ludmilapsyholog.livejournal.com/95996.html
Книга (брошюра) "Трудный возраст" - о подростках:
книга Людмилы Петрановской "Дитя двух семей" - о формировании идентичности приемного ребенка. цитаты из книги
"Родовое проклятие" - сделано вручную "....приходится работать со взрослыми уже людьми, от которых вот так в свое время из лучших побуждений скрыли одного из родственников (обычно папу, хотя встречались и мамы, и старшие братья-сестры), которые пили, кололись, или сидели в тюрьме, или покончили с собой, или имели психиатрический диагноз, или совершили нечто "недопустимое" (" http://ludmilapsyholog.livejournal.com/156361.html
Создаем "сундук" из того, что есть "Как обещала, еще несколько отрывков из книги "Дитя двух семей", сегодня в основном про отказников с рождения ( Признавать его родителей ) ( Он не хочет знать и требует, чтобы вы его "родили" ) ( Если ничего не известно )" http://ludmilapsyholog.livejournal.com/157377.html
Ребенок, раненый в душу Последняя порция отрывков из книжки "Дитя двух семей" -- в ответ на вопросы про "как говорить с ним о кровной семье, если там была полная жесть" http://ludmilapsyholog.livejournal.com/158158.html
Имя: Марина С нами с: 20 май 2006 Сообщений: 10187 Изображений: 0 Откуда: Владивосток Благодарил (а):1474 раза Поблагодарили:1241 раз
vladkristal писал(а):
как ее раздобыть?
А вот же написано: Для россиян не в Москве. Присылайте заказы по адресу admil@inbox.ru Если не найдется оказии, вам вышлют книжку наложенным платежом. Старайтесь кооперироваться по нескольку человек, чтобы доставка была дешевле.
Кстати, встречала еще статью журналистки-приемной мамы для газеты "Троицк": апрель 2009
В класс пришёл приёмный ребёнок!
Когда в школу приходит ребёнок, переживший потерю семьи и пребывание в детском доме, педагога зачастую охватывает волнение, растерянность, а то и страх: «Чего ждать от этого ребёнка? Чем он отличается от «домашних» детей? Будут ли с ним особые проблемы?» Приёмные родители обычно взволнованы не меньше: «Как примет учитель нашего ребёнка? Вдруг предвзято к нему отнесётся, не поймёт, невзлюбит?»
Недавно в помощь школьным учителям была выпущена удивительно тёплая, позитивная книга «К вам в класс пришёл приёмный ребёнок», полная простых объяснений трудного поведения детей-сирот и написанная лёгким доступным языком. Автор книги – опытный психолог, специалист по семейному устройству детей, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.В. Петрановская. Когда-то она и сама была школьным учителем, поэтому знает проблемы педагогов не понаслышке. Получив второе высшее образование, Людмила Владимировна семь лет проработала в службе по семейному устройству детей-сирот при московском детском доме № 19, известном тем, что практически все его воспитанники устроены в патронатные семьи, а сотрудники переквалифицировались в службу семейного сопровождения. Цель её книги «К вам в класс пришёл приёмный ребёнок» – дать возможность педагогам лучше понять, почему приёмные дети ведут себя определённым образом (этой теме посвящена глава «Почему он такой») и как им можно помочь вести себя иначе (глава «Переходим к делу»). В качестве примеров в книге подробно рассмотрены пять типичных историй детей, прошедших через детское учреждение, даны объяснения, что происходит с ребёнком с точки зрения психологии и что взрослые могут сделать, чтобы ему помочь (глава «Как это бывает»). Троичанам повезло особенно. По приглашению руководителей Содружества приёмных семей «Твердь» автор книги Людмила Владимировна Петрановская посетила наш город и провела с педагогами и приёмными родителями две встречи-семинара. Встреча с педагогами и психологами школ и детских садов Троицка состоялась 7 апреля на базе коррекционной школы VII, VIII вида и прошла в виде семинара с элементами психологического тренинга. – Часто складывается такая ситуация, что от учителя все (родители, педагогический коллектив, общество в целом) требуют очень многого и работу его оценивают по всей строгости. А помочь, посоветовать, как решать ту или иную проблему именно с приёмным ребёнком, некому. Поэтому отрадно было видеть, что на встречу пришло довольно много заинтересованных педагогов, – делится впечатлениями Л.В. Петрановская. – Многие очень неравнодушно говорили о детях, с большой симпатией, увлечённо, чувствовалось желание помочь ребятам. Мы обсуждали вопросы оценки и самооценки приёмных детей, говорили о том, насколько важны детям одобрение и поддержка, разбирали конкретные ситуации. Встреча Л.В. Петрановской с приёмными родителями прошла 11 апреля в центре социально-психологической помощи «Доверие». На встречу пришли не только троичане, приехали мамы из Москвы и даже из Санкт-Петербурга! Каждый родитель имел возможность задать психологу свой наболевший вопрос: «Наш сын на будущий год идёт в первый класс, как с самого начала наладить контакт с учителем?», «У меня трое приёмных мальчиков школьного возраста. Главная проблема – общение со сверстниками», «Мы забрали дочку из детского дома в середине учебного года, в разгаре адаптация и к семье, и к новой школе. Как помочь, поддержать?», «Мой мальчик – первоклассник, у нас уже возникли проблемы с педагогом», «Как дочке защитить себя, если вдруг её будут дразнить приёмностью? Как научить правильно вести себя в такой ситуации?», «Как тактично подсказать ребёнку не распространятся о своем сложном прошлом направо-налево, ведь многие воспринимают такую информацию неадекватно: вместо того, чтобы поддержать, начинают шарахаться от ребёнка, думать о нём плохо, будто он сам виноват во всём случившемся»… Людмила Владимировна напомнила приёмным родителям о том, что у детей, которые не получили в раннем возрасте запаса родительской любви, очень низкая самооценка, отсутствует вера в свои силы, в связи с чем ребята очень чувствительны к негативным высказываниям в свой адрес, зависимы от оценки окружающих их людей. Рассказала, насколько силен стресс ребенка, потерявшего кровную семью и не имеющего никакой возможности повлиять на собственную судьбу. Объяснила, что эмоциональное и психологическое развитие ребенка во время пребывания в учреждении всегда идет замедленными темпами: он живет, будто бы затаившись в ожидании лучших времён, начиная наверстывать упущенное только в приёмной семье. Посоветовала, как преодолевать неизбежно возникающие в связи с этим проблемы, ведь в школе к нему будут предъявлять требования в соответствии с его физическим возрастом. Подробно разобрала случаи, когда ребята используют в качестве защиты неприемлемые с точки зрения приёмных родителей и общества, но вполне объяснимые психологами приёмы: обман и воровство. Подсказала, как ребятам наладить контакт со сверстниками. Свои советы и варианты выхода из различных ситуаций предлагали друг другу и сами приёмные мамы и папы. В завершение беседы все выразили надежду, что эта встреча не последняя и в начале будущего учебного года, осенью, Л.В. Петрановская снова посетит наш город и проведет семинары для учителей и приёмных родителей.
Книга Л.В. Петрановской «К вам в класс пришёл приёмный ребенок» передана во все образовательные учреждения и в библиотеки города Троицка. Полосу подготовили Жанна ГРАФОВА, Елена АКАТОВА
Я - Марина. Писать лучше на , а не через ЛС. Усыновление в Приморье Консультации по усыновлению и опеке: 8-800-700-88-05, звонок бесплатный.
ура, достучалась наконец-то!!!! Я хочу заказать один экземпляр, лучше новый ,но можно и в старой редакции! Настольная книга для всех родителей, кто хочет вырастить гармонично развитую личность и просто счастливого хорошего человека без тараканов в голове. если бы нас так же воспитывали и обучали ,то нам всем бы жилось куда проще...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и
информации, которую размещают пользователи.
Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов,
содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели.