Начнем с простых книжечек. SHEV Бхакти
А.Журавлев
Звук и цвет
***
Какого цвета звук А? Большинство скажет: "Никакого". Но если вам предложат выбрать какой-нибудь, любой цвет для А из шести следующих: белый, черный, желтый, синий, красный, зеленый? Вам, очевидно, кажется, что такой выбор будет совершенно случайным. Однако представьте себе, что если этот вопрос задать, скажем, 100 испытуемым, родной язык которых русский, по крайней мере 75 из них "случайно" выберут красный. Для И большинство назовут синий, для Ы черный.
Подобные эксперименты проводились уже много раз. Особенно эффектен такой эксперимент. Испытуемым раздается по 6 квадратиков бумаги разного цвета и предлагается на каждом написать одну из 6 букв: Э, О, Ы, У, И, А. И все. Ни о каких цветозвуковых соответствиях, ни о какой окраске звука не идет речи. Казалось бы, каждая буква запишется примерно одинаковое число раз на квадратике каждого цвета. Получается же, что А в основном пишут на красном квадратике, И на голубом, О на желтом или белом, У на сине-зеленом, Ы на черном или коричневом. И только для Э не складывается четкой картины, хотя несколько большее число выборов падает на желто-зеленый цвет. Если отбросить белый и черный, то особенно четко в чистые цвета окрашены только три звука А, И, О.
Исходя из этих экспериментов можно попробовать сделать осторожный вывод: а что если гласные звуки речи почти для всех говорящих одинаково окрашены? Хотя, конечно же, мы этого и не осознаем. Более того, звуки имеют и другие признаки. Специальные эксперименты показали, что есть звуки темные и светлые яркие и тусклые, нежные и грубые, радостные и печальные.
От чего зависят эти свойства звука? Не мистика ли это наличие у звуков таких признаков, как радостный, печальный, нежный или грубый. Это сложная специальная проблема. И о ней нужен особый разговор. Сейчас нам важно посмотреть, проявляются ли в речи обнаруженные свойства звука.
Особенно чутко к звукам речи относятся, как известно, поэты. По словам С. Я. Маршака, в стихах имеет значение "не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная". и конечно, в стихотворениях талантливого, тонко чувствующего язык человека должна проявиться эта интересная особенность звука. Поэт, допустим, пишет о небе. Все поэты пишут о небе. И синем небе, предположим. И вот оказывается, что поэт, не осознавая никаких звукоцветовых соответствий, подбирает гласные таким образом, что больше всего среди них оказывается звуков синего цвета (ведь речь в стихотворении идет о синем небе, помните?), то есть И.
С другой стороны, если в любом стихотворении подсчитать количество гласных, то больше всего наверняка будет звуков А и О: они наиболее часто встречаются в речи. Значит, задача в том, чтобы установить, чаще или реже, чем обычно, встречается звук И в данном стихотворении. За норму логично принять частотность звуков в обиходной разговорной речи. Таким образом, необходимо подсчитать, как часто встречаются гласные в стихотворении определить долю каждого из них и сравнить полученные данные с соответствующими долями гласных в обычной разговорной речи. Кроме того, нужно учесть, что ударные звуки в речи заметнее, значит, их "вес" следует увеличить, например, удваивая при счете каждый ударный.
Предположим, в результате таких подсчетов мы видим что в интересующем нас стихотворении гораздо больше нормы звуков И, да и под ударением они стоят чаще, чем в обычной речи. А звуков А и О меньше нормы, особенно ударных. О чем это говорит? Ясно, что поэт бессознательно нагнетает в стихотворении звук И, в то время как звуков А и О избегает. Читаем первые строки стихотворения:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Три раза здесь упоминается синий (голубой) цвет: синий, лазурь, синий. Нет, не случайно в стихотворении доминирует синий И. Поэт самим подбором гласных окрашивает стихи, подчеркивает, поддерживает нужный ему цветовой образ. Причем вторым по частотности, тоже несколько превышая норму, идет звук У (как мы помним, сине-зеленый, минорный, темный, тихий). Какова его роль? Тот, кто поэзию, наверное, заметит, что синева в этом стихотворении не яркого, радостного тона. Это скорее синяя дымка. Подбери художник только И звуки, они способствовали бы изображению праздничного синего неба, нажим на У дал бы цвет штормового моря или грозовой тучи; и поэт, оставляя доминирующий светлый сине-голубой, приглушает его, заставляет звучать в светлом, но минорном тоне.
Но, может быть, эти страннейшие для психологически не подготовленного к подобным выводам человека соответствия звука и цвета не что иное, как случайные совпадения? Эксперименты проделанные над довольно большим количеством стихов, показывает: слишком высок процент корреляции между подбором звуков содержанием, чтобы считать эти соответствия случайностью.
|