Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 94 ]  Страница 3 из 5  Пред.1, 2, 3, 4, 5След.

Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
Поищу, может, что найду :smile:

Добавлено спустя 1 час 10 минут 20 секунд:
3 февраля: Велес - Волчий сват
3 февраля – день Велеса, Волчьего свата, за которым следует чародейная неделя с 4 по 10 февраля, и завершает цикл Велесов день.

Велес – самый неоднозначный бог в славянском пантеоне, тот, у кого помимо «официальной» роли, есть еще и «неофициальная» - это трикстер.

Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.

Именно поэтому Велес покровительствует шутам, ловкачам, обманщикам, ворам, всем тем, кто ведет не самый честный образ жизни, но делает саму жизнь ярче и интересней, побуждая людей смеяться как над ситуацией, так и над самими собой.
Волк – один из образов Велеса, одно из тотемных животных, в которое перекидывается Велес. Медведь зимой спит, его время – летом. Зимой образ медведя – это злой образ медведя шатуна, которого разбудили невовремя, который жаждет мести и крови разбудивших, и не только их. Могучий тур пережидает зиму в стаде, добывая себе пропитание, а волк – играет. Волки собираются в стаи, становятся главными в лесу, они первыми открывают сезон брачных игр в новом году, в феврале.
Волк сам по себе такой же противоречивый зверь в мифологии, как и сам Велес. Велес двуручен, то есть отлично управляется с двумя потоками, и навьим, и правьим, и создает, и разрушает. Велес владеет не только дорогами явьими, но и навьими, и правьими, то есть создает пути не только в одном мире, а и между мирами, и в других мирах тоже. Так и волк: изначально он создан как нечистый, навьий зверь – вылеплен из глины, подобно змеям, ящерицам и прочей навьей живности, которая живет под землей. Но еще волк – это один из знаков плодородия.

С волком также связывались различные инородные тела: волк - название нароста на дереве; "Волчьей" символикой, кстати, могла наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон, как другая по отношению к противоположной: так, "волками" в народе называли дружину жениха или невесты, родню на свадьбе; "серые волки" в причитаниях невесты - братья жениха; родня жениха нередко называли невесту - "волчицей".

Не смотря на лютые морозы, на то, что добывать пищу становится все сложнее, волки первыми открывают брачный сезон, устраивая выяснение отношений, устанавливаются новые места в стае и решая, кто достоин быть взрослым, кто кинет вызов вожаку и, кто на какое место может претендовать в стае.

То же самое делали и люди. На неделе Волчьих святок молодежь решала какой путь выбрать, заканчивалась пора ученичества, начиналась пора вступления во взрослую жизнь. Кто будет воином, кто кузнечим, кто ведуном, а кто купцом. На этой неделе перетряхивалась вся привычная жизнь. О своих намерениях, и это касалось не только молодёжи, надо было заявить вслух. И в первый день, в день Велеса Волчьего свата – шли к Велесу за советом, просили помощи и пути легкого в движении к цели своей, к тому, что поставили для себя приоритетом, обозначив как самое важное на этот год.
В этот день не делалось общей работы, это индивидуальный день, только для себя. Разговор с самой собой и с Велесом, определение границ своих притязаний на год. Кем я хочу стать за этот год? Когда придет Щедрый вечер, за что я поблагодарю этот год? Чего я хочу? А что я должна?

В этот день работали со своими страхами, фобиями со всеми «а что, если», «а вдруг», «не смогу», «яжестрашная-глупая-мнененповезет!», работали со всем, что мешает принять выбранный путь и встать на него, что держит в уютной трясине и дает возможность летать только во сне. Хочешь – делай и проси у Велеса помощи на своем пути, боишься – не делай, но тогда и не ной, что тебе ничего не дается, все трудно и как все хорошо у других складывается.

В это день делали открытие дорог, одно, с одной выбранной целью, даже не первый шаг по ней, а вставали перед линией старта и говорили четко, вслух и только для себя: я выбрала, я иду.

Bast ©, 2017


Добавлено спустя 4 минуты 16 секунд:
4 – 11 февраля: Велесовы святки, Починки

Велесовы святки – чародейная неделя время, когда каждый выбирает свой путь и становится на него, озвучивая свой выбор вслух, открыто, при всех. И получает одобрение родных, общества, если выбор был ожидаем или не получает его, но все равно принимает выбранный путь, демонстрируя твердость своих убеждений.
Во время Велесовых святок из дома, из отношений, любых отношений выносится весь сор: озвучивается что не устраивает и решаются проблемы, выстраивается новая иерархия внутри семьи, если кто-то взрослеет или меняет свой статус. Это время перемен, принятия перемен, избавления от страха перед переменами. Точно так же из головы выбрасывается весь сор, пересматривается важность, расставляются приоритеты. Если человек решает, что в этом году он получает олимпийское золото, то для него приоритет – это тренировки, которые ведут к победам. Это не значит, что личной жизни у него нет, но если личная жизнь устроит истерику, что она не самая важная, то с такой личной жизнью можно и расстаться. Эта чародейная неделя и нужна для того, чтобы расставить приоритеты, решить, что важно, в этом году, а что не очень. Как, по каким критериям вы будете выбирать путь на перекрестке, куда пойдете и почему. Важно объяснение внутри вас, а не то, что вы будете говорить людям. Хотя обманывать из-за того, что вы стесняетесь собственного выбора – не вариант. Ваш выбор на этой неделе станет достоянием общественности или не станет, а все, что не сказано – не признано.

После вы можете сколь угодно долго и яро убеждать себя и всех остальных, что вы так решили, вы твердо решили в душе, что именно этот путь выбираете, просто не хотели произносить вслух, чтобы не сглазить/пока все не получится/любая другая причина. Если вы не готовы встать и сказать, что это – ваш путь, значит вы не готовы к этому пути.
На дворе навье время, но уже скоро, совсем скоро придет весна, и перевернется клепсидра часов от ночи ко дню, от внутреннего к внешнему, от женского к мужскому. И оставшееся время тратится на подготовку к новому, как в отношениях, в выборе, в принятии, так и в более прозаичных вещах, не даром эта неделя имеет второе название «Починки».

На этой неделе перебирали инвентарь, откладывали то, что нужно и можно починить и пользоваться дальше, а что на выброс, отмечали, что надо докупить. На Велесовых святках определяли, что будут делать в этом году: кто корову покупать наметил, а кто еще одно поле засеять, кто в дальние страны с купцами поедет, а кому забор поправить. Кто сыну или дочери по наследству свой меч передаст, а у кого магические способности проснулись и надо решать то ли на аметисте руны резать, то ли на березе.

В это время перетряхивались не только бытовые дела, но и отношения. Самое время, учитывая, что посреди недели будет Стрибожье, вслух высказать накопившиеся претензии друг к другу, к остальным членам семьи. Вспоминаем, что с октября семья большую часть времени проводит вместе, внутри дома: не надо в поле с утра до вечера работать, не надо скот пасти, не проводят много времени на улице, на открытом пространстве. Все варятся внутри дома, в одном котле, поэтому все, что настоялось, вызрело и вот-вот готово прорваться скандалами и обвинениями, а любит это настоявшееся прорывать в самое неподходящее время, вот оно – вскрывается принудительно, чтобы крышку ни у кого не сорвало. Все, что обнаружено, все раны и гнойники – не тащатся дальше, разбираются тут, обсуждаются, лечатся и больше о них не вспоминают, если проблема была решена. А если не решена, то внутреннее пространство – женская территория, скалкотерапию еще никто не отменял :)

На этой неделе стоит работать на принятие изменений в своей жизни, на избавление от того, что вцепилось в ноги-руки путами-корнями, привязывая к обыденному и привычному, повисло пудовыми гирями на теле и мешает выбор сделать да на новый путь ступить. На избавление от своих страхов перед новым, боязни, что вы не справитесь. Время работы на желания – окончено, это на Коляде да на Велесовых святках с ними работали, теперь работаем на воплощение своих желаний в жизнь, а для этого встать с дивана придется, под лежачий камень вода не течет, она его сверху долбит, пока дырку в нем не пробьет.
Bast ©



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Зевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
11 февраля: Велесов день
Велесов день. Тот день, когда делается открытие дороги, своей, выбранной, решенной. Тот день, когда в каждой семье возносятся дары Велесу и просят те, кому важны и дороги начинающие путь о пути легком да удачном. Это время принятия близких вместе с их выбором. Теперь поздно ругаться с мужем, который решил уйти с работы и начать свой бизнес, если за это время не передумал, не внял, не испугался – принимаем и помогаем ему на выбранном пути; маме, которая решила пойти на танцы; дочери, которая не пойдет на экономиста, а пойдет на повара; сыну, который решил идти в море вместо офиса; брату, который не хочет продолжать бизнес отца, а уходит в банк работать. Выбор сделан, каждый вправе выбирать свой путь, принимать самостоятельное решение, а право других – принять выбор или не принять, отказавшись от человека месте с его путем. Решение всегда принимается двумя сторонами.
Если вы верно определили приоритеты в своей жизни, то многое начнет собираться само по себе. Например, вы решили, что в этом году вам важнее всего разобраться со своим жильем: вот сначала жилье, а потом уже семья, карьера, и отдых в Турции. Если решение верное, то на пути к своему жилью вы будете собирать плюшки помимо основной цели: завяжутся отношения, неожиданно получится отдохнуть и сменить работу на лучшую. События будут цепляться друг за друга как шестеренки, взаимодействовать и притягиваться одно к другому, как в отлаженном механизме. Подобное привлекает подобное, правильный выбор – привлекает нужное в жизнь.

Только правильный не с точки зрения морали, общества, родителей, а с вашей точки зрения, правильный для вас. Это и называется лёгким и удачным путем.

Если же ключевая точка отсчета, дорога с перекрестка была выбрана неверно, то механизм не будет работать: он будет заедать, ломаться, доставлять сложности и неприятности, отнимая у вас силы и время.

А в этот день стоит поблагодарить Велеса за то, что помог с дорогой, он обязательно поможет, разве что немного пошутит, роль трикстера у Велеса никто не отберет :)

Bast ©, 2017



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Зевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
16 февраля. Именины Кикиморы.

Всем известный, а многими любимый и уважаемый дух нашего дома, Домовой, чаще всего, обитает в наших домах не один. Оно и понятно – разве долго такой хозяйственный "парень" будет в холостяках? Есть у Домового жена – Кикимора.

Что мы можем сказать о Кикиморе? Собственно, о Кикиморе лучше не говорить. А если говорить, то шёпотом, а ещё лучше - не в своём доме. Это как раз тот случай, когда не стоит будить лихо, пока оно тихо. Ибо характер у Кикиморы – ууу! И даже ох! И иногда – ой!
Кикимора – дух ночных кошмаров и домашней плесени, зловредное существо с пронзительным скрипучим голосом, стучит да гремит, беспорядки в доме учиняет. Справедливости ради, нужно сказать, что характер свой несахарный, Кикимора показывает нерадивым хозяевам, да когда с Домовым поссорится. А как вы хотели? Виноватые то должны быть? Вот вы, дорогие хозяева, ими и назначаетесь.
Если в какой-то день у вас внезапно всё стало валиться из рук, крупа просыпается, дверцы шкафчиков открываются да ещё норовят по лбу вас ударить, плита гаснет, а кто-то невидимый дёргает ваших животных за шерсть и приумножает этим беспорядок, если вам хочется рвать и метать, и желательно что-то тяжёлое – тут всё понятно - Кикимора с Домовым поссорилась. Отнесёмся к этому с пониманием, у всех бывает.
Именины Кикиморы отмечают 16 февраля. Домовой в это время спит. А чаще всего, и не спит вовсе, а своими делами занимается. У него отпуск на зиму, имеет право. А за домом да хозяйством - Кикимора присматривает. Поэтому пропускать именины Кикиморы – дело рисковое. Она и так к концу зимы не в самом радужном настроении пребывает, а тут ещё и хозяева нерадивые про праздник забыли.
А ведь пора и жилище к весне постепенно готовить – от рухляди избавиться, занавески постирать, по шкафам порядок навести, крупы проверить, запасы посчитать, да необходимое докупить. Что пропало – выбросить, что сносилось-истрепалось, из чего дети выросли – тоже из дома вон. Готовим место для ветра весеннего! Не сразу, не резко, но начинаем. И сами понимаем – день прибавился, небо с просинью – весна скоро. По поверьям, в этот день, 16 февраля, Ярило «воздевает зиму на вилы», а значит зима на укорот пошла.

Приберём в этот день дома, уважим Кикимору. Рукоделие своё где попало тоже не бросайте. Очень уж любит Кикимора шить да прясть, вышивать да вязать. Но – не умеет. Всё только испортит, нитки перепутает, кудель в пучок превратит. Подарите Кикиморе клубочек или моточек, или вышивки лоскут – пусть на нём забавляется. И ей в удовольствие, и вам спокойнее.
А вечером можно и за столом с пирогом да наливкой посидеть, женским кругом. Кикиморе угощение поставить, поблагодарить, что за домом приглядывает. Заодно и задобрить её, чтоб не проказила по ночам, да пряжу и нити не путала.

Домовой, на именины Кикиморы, дома объявляется. И угощением интересуется, и "технику безопасности" соблюдает. Не явиться на именины к жене с таким характером – отчаянное безрассудство! Хоть и не наливают Домовому на именины Кикиморы, он, однако, своего не упустит.
Может гулять да колобродить, а если у вас двор имеется, так и дворовой к празднованию присоединяется. Последствия этих буйных гуляний, в общем-то, незначительные – максимум посуда битая, да шум непонятный в доме да во дворе. Но недолго - призвать к порядку Кикимора умеет, повоспитывает мужа за печкой глядишь – снова мир, лад да тишина.
На именины Кикиморы кроме уборки да подготовки жилого пространства к весне, делали различные обереги, для хозяйства и дома. Работали магически на чистку, на гармонизацию дома, на мир и лад. Избегали в этот день конфликтов и ссор, берегли покой. Размах в праздновании Кикиморе не нужен, а уважение приятно. Чем спокойнее и приятнее вы проведёте этот день, тем дольше в доме сохранится комфортная для жильцов атмосфера, тем защищённее и уютнее будет в нём домочадцам.

Ардана ©, 2017


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
Комоедицы, Масленица - Одна из четырех важных точек годового цикла. Весеннее равноденствие 20 марта, а не так как принято в христианской традиции перед постом. В это время день становится длиннее ночи, пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, все вокруг начинает набирать Жизнь и Силу.
Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю, — и начинался с первого весеннего месяца — марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства.
Комоедицы можно перевести как «праздник поедания комов» особых блинов с овсяной мукой. Круглый блин олицетворял солнце и закликал весну. Так же блинами кормили Лесного Хозяина – Медведя и название блинов «комами» посвящёно этому зверю. Первый блин - комАм, медведям, то есть.
Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
Заигрыш (начало мистериального действа) начинается со взятия Зимней Крепи, возведённой заранее, в которой находится чучелко Морены-Зимы. Защищают Крепость «слуги Морены» — ряженые в «хари» (обрядные личины) девушки, забрасывая и колотя палками нещадно идущих на приступ парней — «слуг Ярилы», восседающим друг на друге, как во время игры в «коняшки». Первый ворвавшийся в Крепость — получает право перецеловать всех девиц, сорвав с них «хари» и тем самым сняв с них зимний Морок.
Праздник был не только радостным, но и с горчинкой печали. В этот день провожали Марену – Хоронили провожая в ее Навье царство и расставались с ней до будущей зимы. Хоть и надоела зима и богиня Марена – богиня смерти и приходит она часто в печальные часы, забирая родных и любимых. Но у Славян не было жесткого деления на злых и добрых богов. Все боги для них были Родными – Дедами и Бабками. И Марена была такой же Родной ведь не всегда плохо то, что у тебя что-то забирают навсегда. В этот день к чучелу Марены привязывали кусочки одежды или какие-то вещи олицетворяя их с бедами, болезнями, нищетой. Отдавали Марене, то от чего хотели избавиться и просили, чтоб она унесла это с собой навсегда в мир Нави из мира Яви. Торжественно прощались с Мареной Свароговной.
После того как Крепость взята, появляется повозка с Лелей-Весной, ее сопровождали ряженые парни несущие отвоёванное чучелко Марены и клетку с птицами. Шествие с песнями и весельем обходит поле, где проходит праздник, после чего Весна благословляет народ, ведёт всех к Огню, где волхвы водружают чучелко Морены над обрядным костром — провожают Мару-Зиму, благодарят за все Её Дары. Здесь же на чучелко навязывают особенные узлы-наузы, дабы с ними ушло в Навь всё отжившее, худое, нечистое.
После этого начинается пир горой. На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и за-куски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.»
После этого начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам*, (*Ком - медведь.) После возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление.
Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Так же на празднике ходили будить Медведя (побуди). Согласно народным верованиям, о сию пору Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна.
Побуди на праздничном гулянии проходили так. В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья. «Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После побудей начинаются игрища: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...
Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с живыми. Не угас ещё род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
«И Сварог Небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни до конца веков!»»
При прощании одаривают друг друга пряниками и говорят:
«Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
С принятием христианства образ Масленицы претерпел некоторые изменения, его стали рассматривать как олицетворение последнего разгула перед Великим постом. Прощаясь с Масленицей, люди как бы отрешались от всего мирского, от праздничной жизни, и резко переходили к воздержанию.

Торжества начинаются за неделю до весеннего равноденствия, и продолжаются еще одну неделю после, т.е. в общей сложности две недели. В 2017 г. В России Комоедица будет отмечаться с 13 по 27 марта.



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Зевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
13 марта: Первый день Масленицы, Овсень малый

Начинается Масляная неделя за 7 дней до Весеннего равноденствия. Самый первый день ее называется Овсень малый. Т.е. день недели может быть и понедельник, и вторник, и вообще любой. Смотрим, на какую дату выпадает равноденствие в каждом году, и от нее отсчитываем 7 дней. Ибо Навья неделя, по сути своей, последняя перед рассветом в коле года, а иначе смысл Масленицы пропадает, остается один антураж с атрибутикой.
Почему же Овсень, и тем более – малый?
Начнем с того, с новолетье в прежние времена отмечалось славянами 1го марта. Новолетье – не новый год, а новое лето, иначе – новый цикл земледельческий, так что не путаем.
Да, еще не восход солнышка, еще не светлая сторона года, но предрассветные сумерки уже начались. Заклички весны, самые первые, предвосхищают рассвет. Дальше будут вторые заклички, Жаворонки. А потом – и неделя Масляная, проводы ночи-зимы. К чему мы ведем. Переходное время, своего рода мост между ночью и утром, на который вступает весь мир. А Овсень, по преданиям, это брат Коляды, и он прокладывает Коляде в его время дорогу. И весной – он же, Овсень, открывает мост в светлое время года. Он первым идет в неизведанное, рассеивает тьму и страхи, которые связаны с темнотой, с неопределенностью, сметает с путей тех навьих, что враждебно настроены, и приглашает людей идти вслед за ним, уже по освещенной, проторенной дороге. Безопасной. Прямой.

Большой Овсень будет чуть позже, когда наметится переход от весны-пробуждения к летней страде. Но и тогда он проложит дорогу солнцу, перекинет мост из настоящего в будущее. А пока, по мосту Малого Овсеня солнце-ребенок, Коляда, идет от ночи через рассвет, чтоб явиться уже в облике Ярилы, солнца весеннего, ярого, пробуждающего, когда переход свой закончит.

В этот день приносятся требы Маре и Велесу, зимним хозяевам. А для навьих духов наступает пора в последний раз погулять на приволье. Через неделю закроются Навьи врата, и все духи, кроме особых, о ком разговор отдельный, будут заперты на полгода. Нечего в светлое время шататься, бузить да всячески озорничать. Не до того людям. Время забот, время трудов и свершений задуманного. А останутся те, кто к делу приставлен: хранители водоемов, лесов, полей, берегини-духи и духи-спасы, домовые и дворовые с банниками. И помощники колдовские, само собой. И наемные, если кто-то из знающих подрядит, защищать, помогать или наоборот, препоны чинить и всякие козни устраивать, те с полным правом останутся тут. Остальным – по домам. И замок на запор, и ворота на засов. «Официально» они получат возможность вернуться сюда только в Марьину ночь, с 31 октября на 1 ноября. А чтоб службу сыскать, это надо еще постараться. Конкуренция ого-го. И ведь никому не охота обратно, там же скука скучайшая, а с людьми всегда весело. Не в смысле всем вообще хорошо, люди редко как раз бывают довольны, но кого это волнует? Так что в Навью неделю духи, кому дорога обратная светит, наперебой стремятся свой товар лицом показать, найти, зацепиться, хоть временную – а все ж прописочку в Яви себе получить на летнюю пору.
В народных традициях сохранилось название первого дня, «Встреча». В этот день наряжают куклу-Масленицу, «встречают» ее и с почетом водружают в центре того места, где будут происходить масленичные гуляния. Но это внешняя сторона, общественная. А внутрисемейных дел тоже невпроворот. Замужние женщины в первый день Масленицы, с самого утра, идут в гости к родителям, в их дом. Вечером «встречи» в гости к сватам приходят и свекры «беглянки», но общими беседами да угощением дело и ограничивается, как пришли – так и ушли, а невестка до среды останется в доме родителей. Для чего, интересно? Для того, чтоб без лишних ушей и свидетелей поделиться, как живется ей замужем, не обижают ли свекры, все ли ладно в отношениях с мужем – или, может, родителям надо вмешаться?

Развод, как мы понимаем, вполне был возможен в языческие времена, а иногда и строгого слова тестя и тещи было достаточно, чтоб восстановить статус-кво. Собственно, всем на пользу шло понимание, что невестка не бессловесное и покорное создание, не рабыня, на которой можно пахать и отрываться, если что-то не так с настроением или делами. И что раз в году, в пору Масленицы, у нее появлялось вполне закономерное право воспользоваться временем и разорвать отношения, которые в тягость. Так что возвращение в дом к родителям, «встреча», могло быть и светским визитом вежливости – и очень конкретным окончанием брака.

А время-то рубежное. Овсень мост прокладывает в грядущее. Что не вступит на мост, не пройдет по нему - то останется в прошлом, гнилое, старое, ветхое, безрадостное, отжившее. Главное, взвесить все, обсудить, послушать, что скажет старшее поколение, и принять решение. Но свое, а не «как скажут».

В этот день хорошо идет пересмотр отношений, в которых после всех зимних выяснений и чисток остались проблемы. Но в целом – ситуацию можно использовать и для других сфер, где мы имеем некие обязательства. И все дошло до той черты, когда уже надо сесть и решить, как быть дальше. И пользоваться случаем, если в вопросе «быть или не быть» выбираем последнее.
А теперь о блинах. Что интересно, так это пословица «первый блин комом». Только это перевранный вариант. Ибо не «комом», а «кому» - от "ком", т.е. медведь, одна из звериных личин Велеса, вот ему, Велесу, и блин самый первый, горячий, душистый, румяный, только что со сковороды. А через Велеса – предкам, навьим духам рода послание и угощение. А это дело ответственное, не для молодежи дурной да шалой, так что в первый день за выпечку брались только взрослые женщины, с пониманием да разумением, как с родом работать, как дары приносить. И у кого руки из нужного места, чтоб точно как надо угощение получилось, а не сгорело, к сковороде пристало, порвалось и прочая. Тот самый блин, первый-горячий-румяный, преподносили Велесу, а уж через него, из его рук он доставался и тем самым навьим.
©Птичка, 2017



За это сообщение автора Кострома поблагодарили: 2 ПсихеяЗевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
- Почему? - А потому. - А конкретнее? - А потому что!
Аватара пользователя
С нами с: 27 фев 2012
Сообщений: 3581
Изображений: 0
Благодарил (а): 975 раз
Поблагодарили: 726 раз
Кострома, спасибо большое!
Точно! Сегодня же Масленица началась


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Аватара пользователя
С нами с: 27 июл 2016
Сообщений: 2674
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 236 раз
Кострома писал(а) 13 мар 2017, 06:13:
13 марта: Первый день Масленицы, Овсень малый

А можно поподробней? Что ЭТО за Масленница? И что тогда в конце зимы праздновали-то?!


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
SoloI,
Ну, так за 23 февраля сообщение :smile:


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Аватара пользователя
С нами с: 27 июл 2016
Сообщений: 2674
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 236 раз
Кострома,
:ps_ih: у меня написано вот как
Вложение:
Скрин.jpg
Скрин.jpg [ 302.98 КБ | Просмотров: 5712 ]


Добавлено спустя 45 секунд:
т.е.сегодняшняя инфо видится :ps_ih:


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
- Почему? - А потому. - А конкретнее? - А потому что!
Аватара пользователя
С нами с: 27 фев 2012
Сообщений: 3581
Изображений: 0
Благодарил (а): 975 раз
Поблагодарили: 726 раз
SoloI,
сегодня началась Масленица, которую праздновали еще до принятия христианства
Кострома в сообщении за 23 февраля подробно написала про это. Читайте выше :smile:



За это сообщение автора Зевана поблагодарил: SoloI
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Аватара пользователя
С нами с: 27 июл 2016
Сообщений: 2674
Благодарил (а): 817 раз
Поблагодарили: 236 раз
Зевана писал(а) 13 мар 2017, 12:36:
сегодня началась Масленица, которую праздновали еще до принятия христианства
Кострома в сообщении за 23 февраля подробно написала про это. Читайте выше

:ro_za: Благодарю! Разобралась!!!


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
2й день Масленицы
Второй день Масленой недели называют где «Заигрыш», а где «Смотрины».
Расхождения по сути нет, просто заигрыш – это о том, что происходит в общественной жизни, у всех на виду.
Ледяные горки строятся, крепости шуточные, шумные гуляния продолжаются разными развеселыми представлениями. Ну и блины само собой, их пекут прямо на улице и там же предаются радостям чревоугодия. Но за этим фасадом происходит и глубоко личное. Игры и забавы – а молодежь бессемейная присматривается друг к дружке, кто издалека, а кто и подойти решится, завести разговор, оказать знаки внимания. А если все симпатии известны и взаимны, так самое время смотрин. Это когда будущие сваты, родители потенциальных жениха и невесты, навещают дома друг друга, знакомство заводят, смотрят, что и как в семье да в хозяйстве, стоит ли цветочек свой ненаглядный отпускать от себя в чужой род.
Так что во второй день Масленицы хорошо начинать работу на избавление от одиночества для обретения пары. А тем, у кого все идет своим чередом к свадьбе – работать на смену семейного статуса.


3й день Масленицы
В традициях Масленицы сохранилось название дня «лакомка». В этот день женатые мужчины идут к гости к теще. А мы помним, что жены этих самых мужчин уже третий день живут у родителей.
И не жены они там никакие, и не невестки, а дочери, дорогие, любимые и родные. И за это время успели с матерями и о хорошем, и о плохом поговорить, и похвастать, и пожаловаться. Так что чем обернется визит вежливости для зятя – вопрос актуальный и острый. А в милом и вкусном названии третьего дня каждый найдет что-то свое. Кто – мимими, кто иронию, кто сарказм. А кто - и экзистенциальный парадокс с апофигеем. Ибо как гласит народная мудрость – если в руках у женщины сковорода, а на дворе Масленица, то вовсе не факт, что будут блины!
Сама молодая (или не очень) жена в третий день Масленицы принимала решение, остаться в доме родителей (что подразумевало развод) или вернуться к мужу.
В этот день хорошо и правильно будет затеять работу на чистки, обрыв привязок к прошлым отношениям, избавление от боли прошлого опыта, смену статуса через разрыв отношений. Да и просто расставить все точки над i, выяснить суть претензий, извиниться, исчерпать недоразумения – или решиться, собрать чемодан и подвести черту.
Птичка (С)



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Психея
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
4й день Масленицы
У четвертого дня – оптимистичное и многообещающее название. Разгул. В коллективных забавах это один из самых веселых дней.
Чучело Масленицы, сооруженное в Малый Овсень, возят на колесе, с песнями и прибаутками. Молодежь активно шатается по гостям, флиртует, лопает блины, выпекаемые в промышленных масштабах, запивает медами или заморским игристым, в общем, все весело и задорно проходит, почти как на святки. Некоторые, увлекшись, забывают, что время уже к весне, и заводят колядки заново. В этот же день затеваются и кулачные бои, стенка на стенку, снежные сражения, катания с горок и прочие безобразия.
Это еще один день в году, когда предъявляются претензии, выносится сор из избы, - и конфликты имеют все шансы на обнуление, пусть бы и через драку.
Да, вся вода в водоемах по-прежнему навья, и через нее нет смысла работать на силу, только на чистки, на избавление.


5й день Масленицы
Пятый день – «тещины вечерки». Теперь уже зять приглашает тещу к себе, в свой дом. Если, конечно, остался жив и здоров после «лакомки».
И если, само собой, жена его не отказалась вернуться обратно. Впрочем, похоже, что это вполне себе шанс достичь понимания, если что-то пошло не так. Кроме блинов, о которых уже даже стыдно упоминать, ибо понятно, что пока Масленица идет, то без них никакое дело не сладится, даже элементарное, зять щедро кормил маму любимой (а после лакомки без вариантов, любимой и точка!) жены обещаниями и посулами. Соловьем разливался, а то и наглядно показывал, какой он прекрасный хозяин и семьянин. Особенно, если у тещи в комплекте к праздничному наряду были сковорода и скалка. А что, помочь дорогому зятюшке, пособить доченьке по хозяйству? А вы что подумали?
Работали в этот день старшие женщины на счастливую – что мужскую, что женскую – долю, для сыновей и внуков, дочерей и внучек. С веретенами, пряжей, вышивкой, полотном. Старшей женщине рода уделялось особое внимание и почтение, в ее лице чествовали саму Макошь, богиню судеб и мать.

Птичка (С)



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Зевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
- Почему? - А потому. - А конкретнее? - А потому что!
Аватара пользователя
С нами с: 27 фев 2012
Сообщений: 3581
Изображений: 0
Благодарил (а): 975 раз
Поблагодарили: 726 раз
Кострома писал(а) 13 мар 2017, 18:38:
как гласит народная мудрость – если в руках у женщины сковорода, а на дворе Масленица, то вовсе не факт, что будут блины!

:-)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
6й день Масленицы
Шестой день дошел до наших дней под названием «золовкины посиделки». Золовка, если вдруг кто не помнит, это сестра мужа. Но для правильного оформления посиделок, нужна была не просто сестра, а незамужняя. Что характерно, к этой самой золовке приходили подруги, и опять никаких замужних дам среди них не должно было быть. Представили?
Вот невестка, после трудной недели, после визита к родителям, после профилактических (или карательных) мероприятий по воспитанию мужа, усталая, но довольная – получает в свое распоряжение целый сонм незамужних девиц. И что она делает? Верно, она – делится опытом. Подробно, красочно, иногда приукрашивая, но свежий эмоциональный шлейф делает свое дело. Девицы потрясены. Обескуражены. Восхищены. Сбиты с толку…. или подставьте свой вариант, на самом деле возможно все! И это вам не букет бросать свадебный за спину, все намного серьезней!
Девичники проходили задорно, в живом обсуждении, кое-кто после них спешно выскакивал замуж. Кое-кто наоборот, отгораживал в огороде огромный участок для тыкв (вручение тыквы, или иначе гарбуза – был знаком отказа сватающей делегации). В это же время, скорее всего выяснялись и забавные случаи, когда один и тот же добрый молодец захаживал к нескольким красным девицам. И тогда становилось еще веселей. Помним, скалки и сковороды – незаменимы в деле борьбы за мораль и крепкие отношения.
Этот день в целом больше для отдыха и гуляний, проводов "старого" статуса и старых отношений в семье. Так что очень советуем пообщаться с подругами и при этом – среди тостов непременно озвучить то, что именно вы желаете «проводить» из своей жизни нафиг. Отпускаем кораблики по воде, сматываем на нить ненужное, пускаем бумажные самолетики и воздушные шарики в путь – и вместе с ними прощаемся и отпускаем прошлое, чтобы больше с ним не пересекаться.

©Птичка, 2017

19 марта: Седьмой день Масленицы. Навий Великдень
По традиции последний день Масленицы называют «Проводами», иначе – Навий Великдень. Чучело Масленицы (т.е. зимы), которое наряжали на Малый Овсень, всю Навью неделю радовали песнями, плясками, играми, потасовками, катали в санях и всячески развлекали, до заката последнего дня, «проводов», полагалось предать огню.
Никакого особого поругания в этом действии не усматривалось. Огонь был Крадой, рубежом, переходом. С ним, в нем, через него отделяли Навье от Явьего, старое и отжившее – от сильного, молодого, полного сил. А раз зима подошла к концу – логично и правильно всем принять участие в проводах: и огонь развести, и хоровод закружить вокруг пылающей Масленицы. Уходит Мара-зима, а вместе с собой она может забрать все то, с чем мы хотим попрощаться. С чем готовы расстаться, на что не оглянемся больше. Потому ленты, и нити, и лоскутки, и просто записки бумажные в ход идут, что к кукле цепляется, что в огонь брошено будет. А перед тем наузом связано накрепко, чтоб не было ходу ему обратного. Но не так важно, чем именно вы обозначите это самое лишнее и ненужное. Важно, чтоб желание было искренним, и готовность отдать со своей судьбы, тела и дела, не поддельной у вас оказалась.

А то сперва заговорят нить на избавление от былых отношений, бросят ее в Крады огонь или сожгут вместе с чучелом Масленицы, а после сами тыкают повсеместно: и опыт прежний, и сожаления о несбывшемся, и новых людей оценивают не самих по себе, а старою меркой меряют, и мелочи памятные перебирают, и хранят как зеницу ока, и повторения пройденного страшатся. Или болячку какую снинут на Навий Великдень, а сами-то и не знают, чем тело свое поддержать потом, чтоб к здоровью и силе вернуться, живут как и жили, себе во вред, никаких не делают выводов. А что, это ж удобно: что ни случись – всему оправдание будет "я же больной и несчастный, куда мне до вас? пожалейте меня и больно не бейте." И внимание, и участие, и сочувствие с приятным почесыванием за ушками обеспечены.

И хоть видится это смешным и нелепым, но в жизни такие случаи вовсе не редкость. А сказать в лицо человеку – обиды не оберешься. Но мы тут не будем околичностями говорить. Как есть скажем. Крады огонь в последний день «проводов», в Навий Великдень, это рубеж окончательный. И от чего отрекаетесь, не цепляясь за милые ништяки, сентиментальности, сожаления, все с этим огнем уйдет. А что не ушло – значит, с тем не готовы расстаться были, ищите причины, что держат при вас отношения/болезнь/проблему/препятствие.

В этот день накрывают «навий стол», общий для родичей в нави и тех, кто жив. Приглашают род разделить трапезу, и сами садятся, пьют и едят, и не символически, а как полагается ужинают. И даже если вы не видите и не слышите никого, т.е. не имеете ощутимого подтверждения, что на вашу просьбу откликнулись, поговорите. Расскажите родичам, чем живете, какими делами, о чем тревожитесь, к чему стремитесь. Как говорили бы с ними, будь они все рядом с вами во плоти и крови, живые, здоровые, взрослые, мудрые, сильные. По сути, никто не препятствует вам просто пожаловаться, или повспоминать хорошие дни, или попросить личной защиты у кого-то конкретного из навьих родных. Для подобной работы никакой ритуал особый не нужен. Это так называемая «работа через прошение». Но и ритуальная магия не запрещена. Хотя, само собой, ужин отдельно, а ритуалы отдельно, все совмещать и тыкать свечи на чистку между рюмками и тарелками - лишнее совершенно.
Навий стол, за который вы приглашаете родичей, остается до утра, до новой зари и восхода солнца. Остатки ужина – с утра относят на кладбище, или в лес, можно просто скормить птицам или животным. Главное не выбрасывать на помойку и не оставить портиться где попало в каком-нибудь уголке. В отличие от всех прочих случаев, когда призванных навьих спроваживают, в Навий Великдень это не требуется. Всем им все равно до восхода придется уйти, кроме тех, кому поручили защиту, с кем о помощи заручились и кто ответил согласием, подтвердил, а таких и гнать не положено.
Закроются в эту ночь, до зари, Навьи врата. Завершится зима. И все дела, с чистками, избавлением, очищением – тоже должны быть закончены в темное время, до солнечного восхода. А утром нового дня, дня равноденствия, переворачивается клепсидра времени, наступает правье, светлое время года. И то, что с каждым из нас перейдет в новый день, то и останется на весь год, тому и воплощаться в яви, и хорошему, и плохому.

©Птичка, 2017


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
20 марта: Равноденствие
Сразу следом за широкой и разгульной Масленицей приходит один из наиболее почитаемых славянами праздников – Весеннее равноденствие. Это переломный момент - рассвет года, когда утренние сумерки переходят в зарю.
Солнце еще не взошло, но край неба уже светлеет и наливается солнечной силой, готовой разорвать оковы тьмы и расплескаться по всем сторонам света живительным теплом. День весеннего равноденствия по продолжительности будет равен ночи: на всем земном шаре, в любой его точке, где бы вы ни находились, день и ночь продлятся по 12 часов. С этого момента ночи становятся все короче и короче. А дни длиннее и ярче. Уходит Навь и приходит Правь. Уходит зима и наступает весна. Совсем скоро перевернется клепсидра и откроются ворота Сварги. Мир замирает на этот краткий миг, и вновь падает песчинка времени, стрелка срывается с места – и начинается новый отрезок, новое время, Правье время.
Равноденствие - это день передачи ключей. Велес зимний и Мара передают ключи от Яви Ладе и Ярило, и уходят, уводя за собой зиму вместе со стужей и снегом, а за ними следом идет весна-красна, звеня птичьим щебетом, набухая почками и пробиваясь первыми травинками из-под снега. Ворота в Навь закрываются и ключи передаются Ладе и Ярило. С этого момента навьи не имеют права находиться на территории Яви просто так, по собственному желанию, как это было зимой. Теперь у них вход в Явь исключительно по пропускам, безвизовый режим отменен, вход только по приглашению. Те, кто на службе - духи домов, полей, лесов, рек - останутся тут. Но у кого рабочая виза закончилась - отправляются в Навь.
Равноденствие - это момент перехода, окончательного пробуждения от зимнего сна, от серости и неподвижности, оцепенения и инертности. Это момент, когда дальше спать невозможно и надо решить - в каком же мире проснуться. Это первый вдох после выныривания из-под воды, это первый взгляд после кромешной тьмы, это первый шаг за порог из мира серости и сумрака в мир ярких красок и радости. Это момент выбора - окончена ночь и наступает новый день, и каким он будет зависит только от вас. Ночь ушла и яркий диск солнца начинает подниматься над Явью, освещая ее первыми лучами. Считалось, в этот день человек вбирал в себя часть восходящего солнца, и готовился, таким образом, к предстоящей поре, наполненной трудами и неустанными заботами.

Жива Девица (С)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
1 апреля. Пробуждение Домового.

В самом начале русальной недели, 1 апреля, праздновали пробуждение домового.
День этот был знаковым, связанным со сменой ритма жизни. Весна наступает - всё больше времени люди станут проводить на улице, прибавляется полевых работ да хлопот вдали от жилища. Самое время просить домового присмотреть за домом, за детьми, которые бывают предоставлены сами себе. С этой задачей лучше него никто не справится. Считалось, что именно в это время просыпается домовой, который, по поверьям, на зиму впадал в спячку. Просыпался, да сразу - на весёлый праздник, что в честь него готовили - с угощением, с уважением, с почтением, как положено, как принято - очень домовой такие знаки внимания любит.
На самом деле домовой не спал беспробудно всю зиму. Можно считать, в отпуск он уходил, отдыхом наслаждался. А теперь пора к своим обязанностям приступать. После 1 апреля домовой принимал управление домом на себя, становился за старшего. Домовой видит всякую мелочь, без устали заботится, чтобы все было в доме всё порядке.
Разленившись за зиму, домовой частенько в этот день пребывал в настроении капризном, нерадостном. Поначалу злился, ворчал, мелко мстил и проказничал. Поэтому для подстраховки, чтобы совсем не осерчал да не стал посуду колотить, старались праздник пробуждения сделать интересным, не только гостинцами задобрить домового, но и насмешить-развеселить. Во многих местах была традиция разыгрывать родных и соседей, устроить какую-то шутку или забавно переодеться : надеть куртку наизнанку, да задом наперёд, на ноги и руки натягивали обувь и дурачились, от души веселясь. "Умасливали" домового и вкусной едой - кашей, обильно сдобренной маслом,пирогами, блинами да тёплым молоком.
Важным условием этого праздника была чистота в доме, поэтому с утра стоит прибраться. Да не просто прибраться, а перетряхнуть все запасы, провести ревизию. Весь мусор, подлежащий уничтожению – нужно вынести из дома: то, что отслужило, то что будут заменять, то, что сломалось и не подлежит починке – всё выносилось на улицу. А потом, 14 апреля, на день Семаргла, вещи эти сжигали, отпуская "огненна волка".
Если позволяла погода – постельные принадлежности, матрацы, перины, подушки-одеяла - вывешивались на солнышке, для просушки и проветривания. Дом в этот день мылся с травами – с можжевельником, душицей и чабрецом. А вот полынь добавлять не нужно – не любят домовые этой травы, впрочем, как и окуривания зверобоем. Чадам и домочадцам также рекомендовалось быть чистыми и опрятными, домового не серчать – а вдруг откажется ключи от дома принимать, как же тогда быть?
Так что в этот день смело можно проводить и чистки, и ритуалы на гармонизацию атмосферы в доме, подновить основные защиты. А на пироги да кашу нашептать заговоры для здоровья да благополучия семьи, на достаток да прибыток – и обязательно угостить домового.


Ардана ©, 2017



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: Зевана
Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
11 апреля - Лельник
Идет Весна-красна, да не остановить цветение, траву яркую, весеннюю, белым снегом не замести, да не вернуть ушедшее, то, что зима забрала, да и не к чему оно: вертится Коло года, вращаются жизни и судьбы, что ушло – того уж не вернешь, все водою вешнею смылось, где грязь была, там трава проросла, да подмигнула глазом зеленым, озорным, как у Лели – первой ипостаси Лады.
Не две это богини – Леля и Лада, это Лада в самом юном ее проявлении, взрослеющая девочка, которая только начала понимать свою юность и женственность, девочка, которую первый раз допустили до взрослого праздника, дозволили надеть одежду девичью, да украшения. Через несколько лет вырастет из юного подростка настоящая Лада, а пока еще это Леля - юная, нетерпеливая, да о взрослой жизни грезящая.

Пришла в свет дева Леля, озорная да игривая, и по-детски капризная, и такая же отчаянная. Огнем зеленым глаза горят, щечки румянятся, стан тонкий, смех звонкий – вот какая она – Леля-краса!
Издавна девушки юные Лелю почитали, да праздник Лелин в первое полнолуние от Весеннего равноденствия праздновали. Выстраивали себе девы в этот день жизнь свою будущую: кому крепкий дом, да тыл, кому приключения, путешествия, да впечатления, а кому – и при маменьке с отцом в общем доме. Кому - на стороне жить, кому детей народить, кому – мастерицей на весь свет прославленной быть.
Надевали в Лелин день девушки наряды свои лучше, украшения праздничные, и хороводы водили рядом с лесами, зеленой дымкой подернувшимися, гремели браслетами звонкими, и по сей день волна праздника Лелиного – такая же звонкая, чистая, ее поймать нужно.
Вход на праздник тот молодцам закрыт: не к лицу юношам девичьи тайны выпытывать, вызнавать, о чем мечтается, чьи глаза душу девичью растревожили, чьи кудри покоя не дают, чья стать молодецкая покоя и сна лишила, душу девичью взбудоражила. Делятся девушки своим, сокровенным, о чем грезится мечтают, да желания свои в полотно судьбы своей
вплетают.

А вот после праздника Лелиного подарки дарить – не возбраняется, напротив: симпатию показать, да девушке-Леле угодить, внимание на себя обратить – так и вспыхнет, глядишь, сердце девичье, да откликнется добру молодцу. Подарки нескромные дарить не стоит: не понимает дева юная, Леля весенняя злата да каменьев, а вот цветы с удовольствием примет.


Лелин праздник веселый, как смех девичий, как Леля – дева юная – мир, ото сна зимнего очнувшийся, разукрашивает, разрисовывает, да фантазии и красок на то не жалеет, так и у тех, кто праздник тот празднует, с души зимняя хмарь сходит, мир новыми красками сияет, да юными, девичьими глазами взглянуть на него дает. Вернуть радость жизни, мечты юные, краски яркие в жизнь – все в этот день можно. И не только вернуть, еще и с собой забрать да в Яви воплотить, весеннее настроение, силу Лелину, что силу юности, здоровья, радости, бодрости несет.

Не просят в Лелин день о замужестве, а уж тем более о беременности: Леля – дева юная. Это первое свидание, это смущение и неловкость, это первый поцелуй, первый танец, первые стихи, первый букетик, самые первые, чистые чувства, это самые замечательные, ничем не испорченные эмоции. Разбудит сила Лели азарт, жизни желание, впечатлений да новых приключений мечтание, забурлит кровь, силу юную по жилам погонит, здраву принесет, да воплощение желаний.

Кто сумеет силу Лели почувствовать, легкость, задор девичий, перемен желание – сможет все это в жизнь свою забрать, жизнь свою в яркие, весенние цвета разукрасить, да желаемое в яви воплотить.
Работа в Лелин день – это работа на силу, на вплетение в свои желания силы Лели, работа на растущие ритуалы, на здоровье и весь спектр работы на красоту.
Требы - цветы.

(с) Рене, 2017


Лельник праздник молодой и звонкий, как смех, полный радости. Это праздник рисования картины мира. Представьте, что вам выдали волшебные краски и кисти и предложили нарисовать свое будущее, вот как вы его себе представляете, так и рисуйте, а представляете вы его себе исключительно в радужных красках, интереснейших приключениях и массе новых возможностей!
Ведь это вчера вы были ребенком и вам говорили: уже девять вечера, иди спать! И все самое интересное проходило без вас, в приключения не брали, потому что мал еще! А теперь – вот она, взрослая жизнь, теперь никто не отправит спать и с собой возьмут, да что там возьмут, сами пойдете и приключений себе найдете и кого захотите, того в свои приключения и позовете!
В этот день, а это женский день, мужской – Ярило будет, девы работали не просто на свои желания, а на всю картину мира: расставляли все по своим местам, каждому событию и вещи – свое место и такое, на котором она будет вас радовать, а не обузой станет.
Баст


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
Получилось немного не по порядку :smu:sche_nie:

7 апреля. Почитание Карны, завершение Первых Русалий.

Вот и подходит к завершению чародейная неделя. Первые Русалии заканчиваются 7 апреля, днем Почитания Карны. Это день памяти по тем, кто ушёл от нас за долгую холодную зиму, не дожил до весны.
После инспекции духами своих владений становится понятно, кто не проснулся весной. Для кого стала эта зима последней в их жизни, кто не справился с болезнями, кто слишком ослаб и не нашёл в себе сил очнуться от долгого зимнего сна.
Этот день, 7 апреля, посвящается всем ушедшим за Грань, посвящается Карне, деве печали и скорби, которая вместе с нами провожает тех, чьё явье время закончилось. Карна встречает переступивших Грань и оказывает им первую поддержку в незнакомом мире. Карна облегчает потери тех, кто остался в этом мире – забирает горе и скорбь, оставляя лишь память об ушедших да светлую грусть.
Поэтому важно в день почитания Карны оказать уважение ушедшим, вспомнить их, помянуть и, обязательно, отпустить.

7 апреля убирали могилы предков, украшали их, приносили помины в места упокоения, накрывали поминальные столы, готовили ритуальную кашу, пели поминальные песни, оплакивая тех, кого потеряли. А вечером обязательно зажигали поминальные костры, или свечи, чтобы души ушедших могли погреться у огня.
Помины в этот день приносятся не только тем, кто не пережил эту зиму. Ритуальные подношения несут и Берегиням – хранительницам той земли, на которой мы живём. Зима жёсткой рукой похозяйничала не только у людей. Есть потери и у природы, не всех досчитаются в своих владениях духи – домовой, водяной и леший. Чтобы быстро и легко восполнить такие потери, чтобы где убыло, в том же количестве и прибыло, чтобы не нарушалось равновесие в природной системе – и обращаются к Берегиням-хранительницам, природным духам земли, сохраняющим и восполняющим ресурсы нашего мира.

Человек – часть окружающего мира, часть системы. Как бы не зависели мы от цивилизации, по-прежнему крепка связь с природой, по-прежнему человек обращается к стихиям и их дарам за помощью и поддержкой. По-прежнему важным остаётся взаимодействие человека с окружающим миром, и возрождаются ритуальные праздники, помогающие сохранить эту связь.
Почитанием Карны, почитанием предков и традиций, нотой светлой грусти и ощущением единства с окружающим миром заканчивается русальная неделя. Оставляем прошлое в памяти и поворачиваемся лицом к будущему, а впереди – новые праздники, полные жизни и любви, как сама цветущая весна, которая давно вступила уже в свои права.



Ардана ©, 2017


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Славянский календарь
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
На Владмаме мне нравится все больше!
Автор темы
С нами с: 04 сен 2010
Сообщений: 891
Благодарил (а): 27 раз
Поблагодарили: 265 раз
14 апреля: день Семаргла

Началось правье время, отгремели встречи весны, завершились празднования, жизнь входит в привычную колею. Последнее напоминание о навьем времени – это огонь в очаге, который горит постоянно, пока не придет тепло, настоящее, то, которое не просто согреет, а и поджарить может до красноты.

В апреле раньше заканчивали топить весь день в доме, только к ночи или когда обед готовить очаг разжигали. А раз правья сила взяла вверх, то и защитника, Семаргла огненного, что через очаг на помощь к людям приходил, огонь правьий в очаге держал – пора отпускать, да защиту дома, на его силе ставленую – снимать.

Не разгуливают навьи по улицам, в окошки морозные не заглядывают, все чаще ворота во двор настежь распахнуты: то скотину выгнать, то на поле ехать, чего туда-сюда закрывать-открывать. Вот и ослабела нужда в Семаргле - огненном волке, нет нужды так тщательно дом да двор от навьих, беду несущих – охранять. Да и ему отдохнуть от своих обязанностей хочется, отпуск взять да по полям – лесам пробежаться, крылья размять, в рассветном солнце искупаться да разогреться так, чтобы след черный на земле от огня, по телу пляшущего, на земле оставить.
Соскучился Семаргл по шалостям да шуткам, не до шуток, когда надо на страже стоять да огонь от нечисти да пакости всякой боронить, а с ним дом и двор, на что защита замкнута была. Теперь воля вольная волку Даждеву пришла: свободен он от постоянной службы, лишь по зову придет. На зов воин небесный всегда отзывается, в беде своих не бросает, поможет разобраться да в обиду не даст.
Помните, как на день домового, тот, что первого апреля был – хозяйство свое убирали, да поломанные, износившиеся, ненужные вещи из дома выносили да в углу двора складывали? Теперь с каждого двора то старье выносили, да на пригорок, чтобы простора побольше или на площадь, в одну кучу складывали.

Чучело Мары мастерили, только уже не зимы, а как олицетворение всех бед, несчастий, помех, неудач, всего того, что сломалось, испортилось, не сбылось. Да улицами с тем чучелом обходили все дворы в селении, с каждого по ленте, по веревке, по пучку брали, к соломенной кукле привязывали. С каждой лентой каждый отдавал беду свою, выносил ее из своего двора, прощался, привязывая к кукле.

Куклу ту ставили на самую верхушку кучи сорной, да с закатом, как стемнеет – брали факелы. Старший мужчина тот факел от огня в очаге зажигал, а после – огонь тушился. Изба обходилась кругом с тем факелом, сначала изнутри, а потом и снаружи. После – двор обходился, да и во дворе тушился огонь. Из печи – все угли выгребались, новые дрова закладывались. А факел с огнем из очага да в двери, из дверей да в ворота, из ворот да в поле. Стекалась река факелов к куче, на котором чучело ухмылялось, да факелами теми, что летели в нее – поджигалась. Последняя работа Семарглом делалась: все плохое да отжитое сжигалось, беда да горе – уносились да так, чтобы не найти обратного пути, к людям не вернуться.

Летели в огонь старые рубахи да лапти сношенные, яро огонь семрглов со своей работой справлялся, чистил да убирал, обратно не возвращал. А как костер на убыль пойдет, так и зажигали в очагах новый огонь, без метки Семаргловой.

Почему мужчины огонь выносили из очага, хотя пространство то внутреннее, женское? А потому, что не женское дело – воевать да на охране стоять. Звали в дом да из дома отпускали небесного стража мужчины. Ведь теперь не только дом да двор надо боронить: поля да луга охранять от беды надо. На них, во внешнем, а не во внутреннем пространстве зреет будущий урожай, сытость да довольство жизнью, прибыток да новые возможности. Отныне весь мир Семарглом блюдется, под его защитой стоит, а чтобы не скучали люди, так и какое желание заветное поможет исполнить, свои пути у него к богам есть, кого и развеселит шуткой удачной.

В этот день хорошо работать на избавление от старых привязок, привычек, то, что якорями под кожу залезло и все норовит к прошлому опыту вернуть, через огонь дом да себя, близких да дела чистить.

Bast ©, 2017


Добавлено спустя 6 минут 37 секунд:
16 апреля - Ярило Вешний
На семи ветрах, на серебряных столбах
Двор стоит, ограда белокаменная,
Средь двора два колодца:
Один кипит рыжим золотом, другой –
чистым серебром,
У колодцев тех Ярило-Весень во яри еси
Дела добрые творит, людям благо дарит!

Прошли Русалии, закончилась неделя чародейная, пробудилась земля. Отзвенел, отсмеялся Лельник, нарезвились девушки всласть, а матери их улыбаются да свадебки доченькам планируют. Как девушке без жениха никак не обойтись, так и в природе все равновесно, все ладно скроено. В первое воскресенье после Лелиного дня почитается Ярило Вешний – это мужской праздник, праздник зарождения и плодородия.

Согревается земля-матушка, «ярится», как раньше говорили, под теплыми лучами солнца весеннего оживает, наливается, да все живое, что на ней растет, к солнышку тянется, вверх устремляется, преград да препон не знает. Идет по земле Ярило Вешний, молодец удалой, с головой непокрытой, с кудрями вьющимися, в рубахе нарядной, идет, да остатки зимы прогоняет, снег залежалый в воду обращает, росу выпускает, а где пройдет – там трава-мурава вырастает, почки на деревьях набухают, да все живое радуется, силу ярую в себя впуская, по жилам своим прогоняя. Набрал Ярило-Солнце достаточно сил, и силой той с почитающими его поделится щедро. Сила Ярилина ярая, жаркая, хмельная, влекущая: вот ее нужно в праздник этот почувствовать, на ней работать, ее силу в ритуалы вплетать
Праздник Ярилин всегда широко отмечался, а то, что с Пасхой стал впоследствии совпадать, так то лишь более позднее наложение христианского праздника воскрешения (возрождения) на ранее праздновавшийся Ярилин день (праздник оплодотворения, возрождения, торжества живого, Явьего, над умершим, Навьим).

По традиции, в этот день идут мужчины утром рано на возвышение, привествуют Ярилу, да просят, чтоб очистил он от скверны всякой, от бед и неурядиц, а если к тому времени уже роса есть – росой обтираются, для чистки и чтоб силой напитаться. Ну а главное в этот праздник – поработать как следует, с утра и до вечера, а уж вечером – праздновать. Это один из немногих славянских праздников, когда работа важна, не пустопорожнее времяпрепровождение, не хождение по гостям, не питье хмельного во славу Ярилину – тут для мужчины важно показать, что труд свой он на благо семьи направляет, задел на будущий урожай делает, что хозяин он рачительный, а не ленивый да пустобрехливый. Вот такому мужчине Ярило поможет: в рост все его начинания пустит, не обойдет стороной, не обидит. Ну а тот, кто в этот день труду безделье предпочтет – тому и урожай собрать скудный да малый. Конечно, не сеют, не пашут сейчас мужчины, но чтоб Яриле уважение оказать, чтоб задел на год вышел ладный, следует в Ярилин праздник работу от души сделать: дерево посадить, сад убрать, в общем – любую работу делать не возбраняется для семьи, для дома.

А уж вечером гулянье общее - тут и девицы придут, на парней поглядеть, да себя показать, и жены с мужьями, и те, кто возрастом немолод: всем сила Ярилина нужна, все Ярилу приветствуют. Костры зажигают, песни поют, хороводы водят, да не как на Лельник: в танце страсть играет, звенят голоса в напеве быстром, кружится, летит хоровод, кружатся головы, улыбки озорные, станы стройные мелькают, девушки да парни Ярилу славят, землю родящую приветствуют, весну наступившую, все то, что жизнь новую зачинает.
Пекут в Ярилин день куличи, как символ оплодотворения, фаллический символ. Белком обмазывают, разноцветным пшеном посыпают, тем самым неявное в явные формы облекают: чтоб то, что задумано, на что задел сделан, силой Ярилиной оплодотворилось, да исполнением желаний обратилось. Издавна кулич меж всеми членами семьи делился, чтоб сытость и благополучие в дом вошли, а верхушка кулича припрятывалась. Ее съедал хозяин дома тогда, когда начинался посевной сезон,чтобы урожай был, чтоб урожай был, чтоб поле уродило.

Так же, традиционно, в этот праздник красят яйца. Традиция крашеных и расписных яиц существовала далеко до того, когда христианство объявило Пасху своим праздником. Про символизм яйца, я думаю, многие наслышаны и не раз, поэтому стоит отдельно выделить вот какой момент: знаки на яйцах символизировали то, что человек хочет в себя принять: кто-то – ребенка родить, кто-то здоровье обрести, кто-то – замужество, - исходя из этого и расписывали яйца.
Яйцам пасхальным сила особенная приписывалась: так, на саму Пасху крашеные яйца катали по домашнему скоту, чтобы коровы и лошади были гладкими и здоровыми – то есть делали выкатку. Можно провести этот ритуал, затем яйца выкинуть.
Чтобы поглумиться над нечистой силой, деревенские жители выходили с пасхальным яйцом на перекресток и катали его по дороге. Считалось, что тогда черти непременно должны будут выскочить и поплясать. Смотрите сами, захотите увидеть пляшущих чертей – добро пожаловать на перекресток. Но не думаю, что черти будут особенно рады.

Один из самых интересных обычаев на Пасху - изгнание из избы клопов и тараканов. Когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был сразу входить в избу, а сперва стучался. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: «Кто там?» «Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». «А клопы-то чем?» «А клопы клопами». Крестьяне были уверены, что, подслушав этот диалог, клопы либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя съедят.
Можно попробовать и проверить, каким будет результат. :)

В Ярилин день хорошо идут все работы на плодородие, плодовитость – в любых сферах. Хорошо пойдут ритуалы на гармонизацию отношений или привороты через секс. Мужчинам стоит уделить внимание работе на мужскую силу, на мужское начало, женщинам - работе с огнем, с растущими ритуалами.

(с) Рене, 2017.



За это сообщение автора Кострома поблагодарил: OKSIKR
Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 94 ]  Страница 3 из 5  Пред.1, 2, 3, 4, 5След.

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]