Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 26 ]  Страница 2 из 2  Пред.1, 2

Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Ксения
С нами с: 12 дек 2006
Сообщений: 4998
Изображений: 3
Откуда: между двух мостов
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 773 раза
Перебор
Перебор – погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.При погребении «мирских человек» вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Ксения
С нами с: 12 дек 2006
Сообщений: 4998
Изображений: 3
Откуда: между двух мостов
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 773 раза
Главный звонарь Московского Кремля Игорь Коновалов отвечает на вопросы о колокольном звоне.
Изображение Главный звонарь Московского Кремля Игорь Коновалов.
- Насколько архитектура колоколен связана с качеством звонов?
— Архитектурная конструкция здесь – как дека, на которую натянуты струны — колокола. Между архитектурой и колокольным звоном – прямая связь. Скажем, чем выше арки колоклен, чем они больше, чем более открыты вовне (не в ущерб прочности конструкции), тем это лучше для звука.
Колокольное искусство за время своего существования на Руси пережило как значительные взлёты, так и падения. Например, ко времени исключительно благоприятному для колокольной архитектуры можно отнести период с начала XVI и по конец XVII века. В качестве примера исключительно удачного расположения колоколов назовём колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Её создатель Бон Фрязин вместе с русскими зодчими, ему помогавшими, поставил каждый колокол в акустическую раковину.
Каждый большой колокол первого яруса Ивановского столпа поставлен в акустическую раковину, устроенную наподобие задников певческих полей в Прибалтике. Каждая арка колокольни, в силу своего устройства как бы выталкивает звук колокола вовне, наполняя всё пространство столицы в XVI веке мощным звучанием колоколов.
Тогда, в конце XV — начале XVI веков не было таких звонов, как сейчас — исполняемых в согласии с ритмом большого колокола – на четыре четверти. Тогда каждый из колоколов благовествовал свою сторону. И Бон Фрязин сделал так, что каждый из восьми колоколов нижнего яруса Ивана Великого пушкой выстреливал свой звук в нужном направлении.
Потом это повторили замечательные зодчие царя Алексея Михайловича в Звенигороде. И самый благозвучный колокол России – звенигородский Царь-колокол был благозвучен не только сам по себе, он ещё стоял в специальной акустической нише. Если кто будет в Звенигороде, пусть обязательно обратит внимание: звонница открыта, как громадная печь, в одну сторону – в сторону Москвы-реки.
Были и не совсем удачные колокольни — например, колокольня московского Новодевичьего монастыря. Это многоярусная конструкция, колокола в ней висели на двух ярусах, между ними находится пустой ярус, лишённый арок и колоколов. Звонари друг друга не видели и не слышали. Очень толстые стены, очень глубокие арки, и в результате звук могучих колоколов, находящихся там, почти не доходит до слушающих.
Эта колокольня была нужна как вертикаль, архитектурная доминанта, — такая краснокирпичная с белокаменными деталями огромная пасхальная свеча. Но относительно звона она была и продолжает оставаться далёкой от совершенства — в отличие от Ростовской звонницы, которая строилась в то же время.
В Ростове мы видим открытые арки, все колокола хорошо слышны и видны. Более того, колокола развешены под сомкнутым сводом, который как бы аккумулирует их звучание, «перемешивает» его. И затем этот «микс» выплёскивается наружу, доносится до людей как единое целое.
Учитывая положительный опыт предыдущих столетий, я в содружестве с архитектором Вячеславом Ижиковым разработал проект звонницы в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре. Арки колокольни были сделаны более высокими, что улучшило качество звука.

- Что ещё влияет на качество звука?
— Насколько хорошо отлиты колокола, каков колокольный сплав, не перегружен ли колокол высокорельефными узорами. Ну и, конечно, мастерство звонарей.
Колокольное искусство на Руси в ХХ веке подверглось наибольшему уничтожению. Например, иконостасов сохранилось достаточно много, много сохранилось архитектурных ансамблей – кремлей, монастырей, храмов. А вот сохранившиеся исторические подборы колоколов во главе с тяжёлыми благовестниками можно пересчитать по пальцам одной руки – в Ростове Великом, Вологде, Псково-Печёрском монастыре, в Пюхтицком монастыре. Один-единственный исторический московский колокольный подбор, – и тот уцелел в Америке, в Гарвардском университете.
Сколько нужно построить храмов, чтобы появился храм Покрова на Нерли? Тоже самое и со звонами. Можно сказать, что сейчас мы только в начале пути.
В Москве, считавшейся столицей колокольного звона, не было ни одной сохранившейся колокольни, ни одного инструмента. О каких звонах можно говорить?! Попробуйте воспитать школу игры на фортепиано, если имеется несколько разломанных роялей, в которых нет половины клавиш или струн.
Колокольное наследие той великокняжеской, царской и императорской России было уничтожено практически на девяносто процентов.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Ксения
С нами с: 12 дек 2006
Сообщений: 4998
Изображений: 3
Откуда: между двух мостов
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 773 раза
Пасхальный звон. Новодевичий монастырь


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Ксения
С нами с: 12 дек 2006
Сообщений: 4998
Изображений: 3
Откуда: между двух мостов
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 773 раза
История колоколов в России
Изображение
Издревле колокола и колокольные звоны занимали достойное место в богослужении Православной Церкви. В Европе колокола вошли в употребление с конца шестого века, в Византии - с девятого столетия. На Руси первое летописное упоминание о колоколах датировано 1066 годом. Во время татаро-монгольского нашествия литье колоколов не могло развиваться, и в это время, возможно, погибли колокола домонгольского периода. Только спустя двадцать лет после разорения русских земель появляются редкие летописные упоминания о колоколах. Одно из них относится к 1259 году. Согласно летописному тексту, князь Даниил Галицкий перевез из Киева в свою вотчину Холм колокола и иконы из собора Святой Софии.
C XIV века мы можем говорить о литье больших колоколов на Руси. Первоначально для этой работы приглашали иноземных (европейских) мастеров. В 1305 году были перелиты два поврежденных колокола в Ростове Великом, а в 1342 - литейщик Борис Римлянин отлил большой колокол для звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом. Несколькими годами позже он по указу Великого князя московского Симеона Гордого создал пять благовестных колоколов для храма Иоанна Лествичника в Московском Кремле. В летописи упоминаются "три великих колокола и два малых". Вероятно, вес этих колоколов не превышал сто пудов.
В начале XV века появилась возможность отливать колокола большого размера в достаточном количестве. Самым ранним из сохранившихся колоколов этого времени принято считать колокол 1420 года. Он находится на колокольне Троице Сергиевой Лавры. Колокол называют "Никоновский" или "Чудотворцев". Он имеет довольно необычную форму, однако до сих пор участвует в звонах. До начала XVII века московские мастера подписываются на колоколах, как "пушечный литец" или "пушечник". Именно такая надпись сохранилась на колоколе 1488 года из Пафнутьево-Боровского монастыря.

В этот период литье колоколов требовало привлечения европейских (итальянских, а позже немецких) литейщиков. Одним из таких мастеров был архитектор, инженер и литейщик из Болоньи - Рудольфо (Аристотель) Фиораванти. Он обучил множество русских мастеров и передал им секреты западноевропейской технологии литья. Под его руководством в Москве в 1479 году была основана "Пушечная изба", которая находилась неподалеку от Спасских ворот Кремля. Она не раз сгорала из-за частых пожаров, но каждый раз ее восстанавливали. В начале XVI века "Государев Пушечный двор" вновь отстроили на левом берегу реки Неглинки. На протяжении трехсот лет он был основным центром отливки колоколов и пушек. Одновременно с притоком мастеров из Западной Европы, на Руси существовали свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью пользовался Псков. Со времени правления Бориса Годунова в Москве начали появляться частные литейные мастерские.
В XVI веке русские мастера превосходят западноевропейских по качеству литья и весу колоколов. С этого времени нам известны уже целые династии русских, главным образом псковских и новгородских литейщиков. По велению Великого князя Василия III в 1533 году был отлит колокол весом 1000 пудов. Этот колокол положил начало литью самых тяжелых благовестников Московских государей. Колокола весом 100-150 пудов в Москве считались вседневными, т.е. благовестили только по будничным дням. Благовестник Ивана Грозного весил уже 2000 пудов. Впервые этот колокол отлил немецкий мастер Кашпир Ганусов, а переливал его "Кашпиров ученик" - прославленный русский литейщик - Андрей Чохов. Именно этот колокол впервые получил прозвище "Царь-колокол".

Расцвет литейного дела на Руси пришелся на XVII век. Во многом это связано с тем обстоятельством, что на Севере Руси были обнаружены залежи медной руды. В 1653 году русский мастер Емельян Данилов отлил в Московском Кремле огромный колокол весом около 8000 пудов, чуть позже его перелил ученик Данилова - Александр Григорьев. То был самый огромный звонящий колокол из когда-либо отлитых в мире. В своих путевых зарисовках его изображение оставил австрийский посол в Москве - Августин Мейерберг.
Церковные и государственные власти оказывали покровительство литейному делу. В Москве и крупных монастырях существовали царские и патриаршие литейные мастерские. В конце XVII века начали работать первые представители прославленной династии Моториных. Несколько колоколов работы этих мастеров сохранились на колокольне Иван Великий. В 1735 году Иван и Михаил Моторины отлили колокол весом более двенадцати тысяч пудов. Именно этот Царь-колокол мы можем видеть в Московском Кремле на гранитном постаменте возле Ивана Великого. В 1686 году Федор Дмитриевич Моторин основал в Москве первый частный завод, отливавший колокола на заказ и для повседневной продажи. Позже появились и другие частные заводы.

В XVIII веке колокольные заводы на Сретенке и в Пушкарях перевели за Сухаревскую башню, в местность, называемую Балканом. Наибольшей известностью среди них пользовались заводы Самгина, Астраханцевой и Финляндского. После того, как Петр I сделал столицей России Санкт-Петербург, значение Москвы, как центра литейного дела, постепенно ослабло. Пушечный двор в Москве действовал до 1802 года. В 1714 году в Петербурге император Петр I основал Пушечный двор, который был преобразован в Петербургский Арсенал, давший начало литейным заводам на Урале, в Туле, Ярославле и других русских городах. В XIX - начале ХХ века во многих городах России было около 20 крупных заводов по литью колоколов. Наиболее известны из них заводы Финляндского и Самгина в Москве, Забенкиных в Костроме, Оловянишниковых и Чарышниковых в Ярославле, Усачевых на Валдае.
В XIX веке заботами государей и благотворителей были созданы такие колокольные подборы, как звон Исаакиевского Собора в Петербурге и звон московского храма Христа Спасителя, подборы множества монастырей, городских кафедральных соборов, приходских храмов. Общее количество колоколов в России измерялось многими тысячами. К началу XX века Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству и весу своих колоколов христианский Запад.
составитель материала - Ольга Азарова (http://www.zvon.ru/)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Душа Владмамы
Душа Владмамы
С нами с: 12 апр 2006
Сообщений: 25091
Изображений: 5
Откуда: г. Владивосток
Благодарил (а): 2839 раз
Поблагодарили: 2220 раз
Сеничка
Спасибо за темку :a_g_a: Я пару раз только слышала звон, проезжая мимо покровского парка - красиво :rolleyes: А есть какое то ""расписание"", когда можно подойти специально послушать? :smu:sche_nie: Может быть по праздникам? :du_ma_et:


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Колокола
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Ксения
С нами с: 12 дек 2006
Сообщений: 4998
Изображений: 3
Откуда: между двух мостов
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 773 раза
Треугольник, звонят после Литургии, в субботу, воскресенье часов в 12, и в будни тоже после Литургии (примерно в 11.30). В субботу перед всенощным бдением в 15.50-16 часов, на светлой седмице (неделя после Пасхи, звонить могут все желающие). В Успенском храме (на Лазо), в Никольском соборе (на Авангарде), в храме Николая Чудотворца (на Диомиде), в Кирилло-Мефодьевском храме (на Бородинской) тоже очень красиво звонят.



За это сообщение автора Сеничка поблагодарил: Треугольник
Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 26 ]  Страница 2 из 2  Пред.1, 2

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]