СакураВы пишите - "Читать он начнет тогда, когда будет читать то, что написано на заборе или на обложке незнакомой книжки. А пока - это узнавание выученных слов."
Пользуясь вашей терминологией, я бы всё-таки назвал приведённый
Korus пример чтением - она же написала слово "кот" на бумажке, и ребёнок его прочёл. И на заборе прочтёт, и на обложке незнакомой книжки, будте уверены!
Заглянем в словарь:
ЧТЕНИЕ - совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Существуют методики скорочтения, когда в процессе тренировок (практик) развивается способность воспринимать текст целыми словами и предложениями. Взрослые люди тратят время на это обучение, представляете сколько они бы сэкономили, имея способность скорочтения с детства? Кстати, часто читающие люди со временем начинают узнавать довольно сложные слова, можете в этом убедиться сами на простом примере поиска какого-нибудь слова в тексте - глаза "пробегают" по странице зигзагами, не вчитываясь в каждое слово, и ОП!! вот оно, искомое.
Речь ребёнок начинает воспринимать тоже постепенно - вначале выделяет простые известные ему слова, "узнаёт" их, потом слова посложнее, потом короткие словосочетания, и так далее. Прочтите своему малышу длинную научную фразу, и он воспримет из неё только вашу интонацию. Так что процесс чтения по сути ничем не отличается от процесса слушания, кроме органов чувств, принимающих в них участие. В обоих случаях развитие идёт от простого к сложному. И в обоих случаях воспринимаются лишь знакомые слова, незнакомые требуют пояснения.
Многие ошибочно считают, что умение читать - это умение произнести написанное слово. Если смысл слова ребёнку
знаком, какая разница, узнает он его целиком или сложит по буквам? Правильно, в первом случае потребуется доля секунды, во втором - в десятки раз больше, но в итоге он поймёт смысл написанного. А вот если ребёнок по буквам умеет читать
незнакомые слова, то понимания текста от этого не прибавляется.
Чтение "от буквы к слогам и т.д." очень непродуктивно. Нас родители учили именно так, и наших родителей их родители, но почему мы обязаны продолжать эту неэффективную практику с нашими детьми? Не могу удержаться от анекдота в тему. Было у царя три сына. Старший вышел во двор погулять и наступил на грабли. Средний вышел и тоже наступил. Младший пригорюнился, да делать нечего...