Я воспитываю сына в духе гуманно-личностного подхода.. к которому относится система М. Монтессори.Ребенку моему - 2,5 года.
В принципе, все тоже, что Вы описываете,
DishaDisha писал(а):
придерживаетесь ли вы принципов методики дома и как это у вас получается
получается легко и естественно. Не задумываясь, как-то... Возможно потому, что интересоваться и детской психологией, и методом Монтессори, я начала задолго до появляения ребенка
Disha писал(а):
Как вы располагаете в домашнем пространстве игрушки ребенка, кто их убирает
У ребенка выделено место для хранения его вещей, книжек и игрушек. Игрушек у него немного (это принципиальный впорос для меня), так как считаю, что лучше качество, чем количество, и чтоб не требовался постонный эффект новизны, для того, чтобы ребенок продуктивно использовал игрушку.. В свободном и постоянном доступе игрух, и того меньше. Не люблю захламлять пространство... приучаю к этому же сына. Стараюсь придерживаться принципа, чтоб не было дублирующих по назначению игрушек (за исключением машинок - мальчик все таки, у него страсть к ним). Все игрушки классифицированны по типам, лежат или в ящичках, или в пакетах, или что-то типа того. Принцип - поработал - убери - свято соблюдается
Самим ребенком, кстати, практически без напоминания. Хотя, бывают дни, когда ему необходимо игарь всем и сразу... Тогда действует правило, что уборку производим перед значимимыми режимными моментами (сон, прогулка, прием пищи, приход гостей, или папы работы)
Убирает ребенок сам. Иногда вижу, что нужна моя помощь в систиматизации и оптимизации процесса. Я обычно говорю: Сейчас убираем машинки в ящик, теперь паровозики в коробку, теперь зверушек на подносик и т.п. Либо убираю первую игрушку, а затем уже сын доделывает все самостоятельно, когда ему бывает сложно начать. Развивающих игрушек у моего ребенка мало (таких, как на занятятиях, например). Развивалки покупаю только если они ему слишком "дороги"на занятии, и дома он без них тоже не может обойтись. Сознательно так поступаю, чтоб не терялся интерес к работе с материалами. Дома в основном игрушки для сюжетных игр, разные строительные наборы, конструкторы, паззлы, железная дорога (которую ребенок сам собирает).
Disha писал(а):
очень интересует этот вопрос, если детей несколько: как они делят пространство и игрушки? Как ведет себя ваш малыш, когда приходят к вам гости с детьми
дети моего сына начинают интересовать только-только.. когда взаимодействует с детками, или мы приходим в гости (даже туда, где нет детей), то правило, спроси, прежде чем взять, или разреши, прежде, чем дать - ребенку моему помогает спокойно себя чувствовать и быстро адаптироваться.
Disha писал(а):
Спрашивают ли пришедшие в гости дети разрешения брать игрушки у вашего малыша, и что вы делаете, если ребенок в настоящий момент не хочет ничем делиться: уговариваете ли его или нет
Если не спрашиваю.т, то их вопросы и просьбы озвучиваю для ребенка - я. Делиться никогда не уговариваю. Предлагаю, но не настаиваю. Обращаю внимание на чувства того человека, которому ребенок отказал что-то дать. Но, стараюсь это делать так, чтобы не манипулировать чувствами своего ребенка. Просто констатирую. А уж выводы он сам делает.
Disha писал(а):
решает ли ваш ребенок, например, то, пойдёт ли он гулять и, если пойдет, то когда? И то же самое касается еды: ест ли по расписанию или по желанию?
В принципе, мы придерживается примерно одного и того же режима дня.Относительно гибко, разумеется. Поэтому время похода на прогулку особо не оговаривается. Но если ребенку в данный момент времени важно остаться дома, то я особо не настаиваю. С едой тоже самое. И со сном.
Я не считаю, что для психики маленького ребенка, которму предстоит жить в обществе,( и особенно, учитывая, что он будет посещать детский сад, пусть даже в нем и придерживаятся тех же принципов, что и я дома) полезна полная свобода выбора в этом отношении. режим, насколько мне известно ОЧЕНЬ важен для малыша, так как он позволяет чувствовать стабильность окружающего мира, событий в нем и т.п. Кроме того, придя в коллектив, никто не станет подстраиваться в этих моментах под конкретно моего или любого иного ребенка.
У нас "наступает время делать то-то". Опять же, относительно гибко... И поскольку так заведено было практически с самого рождения ребенка, то протеста это не вызывает.
Еды для перекусов в свободном доступе у меня на столе не стоит, только вода или чай в кружечке для сына. Если ребенок начинает просить печенюшки и т.п., значит, пора кушать. Есть он 5-6 раз в день:плотный утренний завтрак (каша молочная, или омлет, или творог с фруктами) в 8.00, второй завтрак (сок, фруктовое пюре, печенька) - 11.00 обед (суп+компот) в 12.30. полдник (творожок с фруктами или фруктовое пюре) 16.30. ужин в 18.00. перед сном может попить чай с печенькой. Время все приблизительное, но близкое к этому.
Disha писал(а):
вечером ущемляем свободу выбора ребенка
не надо путать свободу со вседозволенностью. Свобода одного заканчивается ровно там, где начинается свобода другого!
Я укладываю спать (не насильно, разумееся, просто сообщаю, что пришло время) не позже 22.00 Когда темнеет рано - то в 21.00, и даже был период этой зимой, когда в 20.30 сын уже хотел спать. Очень-очень редко, бывает, что позволяю сыну ложиться ближе к 23.00 (не чаще 1 раза в месяц, если он долго спал днем, не утомился за день, уснул вечером в машине, когда мы возвращались откуда-то, и т.п. )
Засыпает ребенок или сам, но чаще, ему необходимо, чтобы я посидела с ним, подержала за ручку или спела песенку. Это все тоже укладывается в рамки возрастных психологических норм.
Если днем спать не хочет, то я предлагаю просто немножко спокойно полежать, посмотреть книжку, попеть песенки. (минут 30-40) Но чаще он засыпает. Все это происходит без принуждения. ребенок мой почему-то соглашается.
Так что с тем, как Вы описываете свои режимные моменты, я в принципе не соглашусь. Для меня такая "свобода" непримелима. Я против диктата, поэтому выстроила режим дня ребенка так, чтобы он воспринимал его органично (А не так, как мне было бы удобно). В приницпе, тот режим, который придуман в детских садах - очень даже разумен и учитыват физиологические и психологические особенности детского возраста. подумайте, как это будет происходить у Вашей девочки, если планируете отдавать ее в детский садик. Пусть даже и в Монтессори, той же Вершины? Как Вы думаете, легко ли ей придется смириться с тем, что кушать придется тогда и то, что ей предложат? И что когда все дети пойдут спать, никто не позволит ей оставаться в игровой, или самой решать, идти ей сегодня спать или нет?. И что если все пойдут на прогулку, ей вряд ли позволят оставаться в группе, играть в игры, или опять же самой определять время для прогулки (это просто небезопасно, ведь, в садике не предусмотрены отдельные должности за присматривания за каждым ребенком, воспитатели вынуждены поступать в интересах большинства детей, какой бы системы воспитания не придерживался садик).
Лично для меня подготовка к саду теснейшим образом связана с приучением ребенка к режиму дня, принятому в садике. И к тому рациону питания, который так же будет в саду.