Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 3 ]

Автор Сообщение
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Автор темы
С нами с: 07 фев 2008
Сообщений: 26577
Изображений: 238
Благодарил (а): 2907 раз
Поблагодарили: 3878 раз
Русское имя – это сложная формула, в истории которой далеко не все однозначно. Как давали имена на Руси, что такое феномен «полуимени», и какими были настоящие имена русских царей? Будем разбираться.


Прозвищные имена

Традиция давать имена на Руси сложилась еще в дохристианские времена. Любое слово, связанное с обычаем, привычками, внешним видом, окружающей средой, могло «прилипнуть» к человеку и стать его именем. Таких имен-прозвищ насчитывалось несколько тысяч, однако в широком употреблении было не более ста. Условно, их можно поделить на десяток групп.

Вот некоторые из них. Числовые имена – Первой, Вторак, Третьяк. Связанные с внешними признаками – Чернява, Беляк, Малюта. С чертами характера – Молчан, Смеяна, Истома. С живой природой – Бык, Щука, Дуб. Или с ремеслом – Ложка, Кузнец, Шуба. Впрочем, с возрастом, такие имена могли заменяться на другие – более подходящие человеку.


Как особую категорию прозвищных имен стоит выделить защитные имена. Во избежание пагубного влияния злых духов или других людей человеку часто давали второе имя, которое знали все – Некрас, Злоба, Крив. Такое неказистое имя по поверью и защищало его носителя от сглаза или порчи.

После появления на Руси христианских имен прозвища не исчезли, а стали дополнением к основному имени. Они использовались как в среде низкого сословия, так и у родовитых людей. В качестве примера можно назвать Александра Невского, Симеона Полоцкого или Ивана Калиту.
Прозвищные имена в России имели хождение вплоть до XVIII столетия, пока не были полностью запрещены Петром I. Впрочем, с XV столетия активно набирал обороты другой процесс, при котором прозвищные имена стали преобразовываться в фамилии.


Прямое имя

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей. Так, Василий III носил прямое имя Гавриил, а его сын Иван Грозный – Тит.

Иногда складывалась парадоксальная ситуация, когда родные братья могли быть полными тезками – носить одинаковые публичное и прямое имя. Например, старший и младший сыновья Ивана Грозного публично именовались Дмитриями, а в тесном кругу – Уарами.

Традиция прямого имени берет начало в ранней родословной Рюриковичей, когда Великие князья носили одновременно языческое и христианское имя: Ярослав-Георгий (Мудрый) или Владимир-Василий (Мономах).



Имена у Рюриковичей

В династии Рюриковичей было две категории имен: славянские двухосновные – Ярополк, Святослав, Остромир и скандинавские – Ольга, Глеб, Игорь. За именами закреплялся высокий статус, а поэтому принадлежать они могли исключительно великокняжеской особе. Только в XIV веке такие имена входят в общее употребление.

Интересно, что родовое имя не могло оставаться свободным: если умирал дед, его именем называли новорожденного внука, однако появление одновременно живущих братьев-тезок в домонгольский период не допускалось.
Позднее после канонизации Русской Православной Церковью носителей как славянских, так и скандинавских имен такие имена стали считаться христианскими, например, Владимир или Глеб.


Христианизация имен

По мере укрепления на Руси христианства постепенно славянские имена уходили в прошлое. Существовали даже специальные списки запрещенных имен, в которых особый запрет накладывался на те, которые были связаны с языческим вероисповеданием, например, Ярило или Лада.

От династических предпочтений в пользу христианских имен пришлось постепенно отказываться и Рюриковичам. Уже Владимиру Святославовичу при крещении было дано имя Василий, а княгине Ольге – Елена. Интересно, что сыновья Владимира Борис и Глеб, чьи имена в последствие канонизировались, в крещении были названы соответственно Романом и Давидом.

С распространением в России книгопечатания большое значение стало придаваться написанию имен. Искаженное написание имени могло повлечь за собой обвинение в бесчестии. Однако царским указом от 1675 года было разъяснено, что ошибки в правописании имен по незнанию «природы тех народов, в которых кто родился», не являются преступлением, а потому «судов в том не давать и не разыскивать».


Полуимена

Официальное использование полуимен в уменьшительно-уничижительном тоне было распространено в России с XVI по XVIII века. Часто так именовали государственных преступников – Стенька Разин или Емелька Пугачев. Также обязательным было употребление полуимени при обращении в вышестоящие инстанции. Так, к примеру, Григорий должен был называть себя «Гришкой, царским холопом». Известно, что во время «политического маскарада» – отречения Ивана Грозного от престола – «бывший» царь предстал как «Иванец Васильев».



Имена у Романовых

В период царствования династии Романовых наблюдаются довольно большие хронологические расхождения между днем рождения и тезоименинством – вплоть до двух месяцев. Это связано с тщательным подбором имени святого, что обуславливалось генеалогическими и династическими предпочтениями.

При самом «имянаречении» Романовы в первую очередь руководствовались обычаями своих предков. С этим связан, например, запрет на имена Петра и Павла после убийства Петра III и Павла I. Совершенно естественным было давать имена в честь старших родственников. Следуя этому правилу, Николай I назвал своих четверых сыновей теми же именами и в том же порядке, что и его отец Павел I.
Обновление именослова Романовых происходит при Екатерине II. Она вводит в династическое преемство новые имена, называя своих внуков Николаем (в честь Николая Чудотворца), Константином (в честь Константина Великого) и Александром (в честь Александра Невского). Правда со временем при разрастании древа Романовых появляются и подзабытые династические имена – Никита, Ольга, и даже отсутствующие в святцах – Ростислав.

«Иван, не помнящий родства»

Имя Иван практически стало нарицательным для русского человека, и неспроста: до 1917 года это имя носил каждый четвертый крестьянин в Российской империи. Более того, беспаспортные бродяги, которые попадались в руки полиции, часто именовали себя Иванами, что и послужило возникновению устойчивого выражения «Иван, не помнящий родства».

Долгое время, имеющее иудейское происхождение имя Иван не распространялось на правящую династию, однако начиная с Ивана I (Калиты) им называются четыре государя из рода Рюриковичей. Используют это имя и Романовы, однако после гибели в 1764 году Ивана VI оно оказывается под запретом.



Отцовская преемственность

Употребление на Руси отчества как части родового имени – это подтверждение связей человека с отцом. Знатные и простые люди называли себя, к примеру, «Михаил, Петров сын». Особой привилегией считалось добавление к отчеству окончания «-ич», что позволялось людям с высоким происхождением. Так именовали Рюриковичей, – например, Святополк Изяславич.
В «табели о рангах» при Петре I, а затем и в «чиновной росписи» при Екатерине II строго закреплялись различные формы окончания отчеств (например, «-ович» или «-ов») в зависимости от принадлежности человека к определенному классу.

С XIX века отчество начинает использовать зарождающаяся интеллигенция, а после отмены крепостного права его разрешают носить и крестьянству. Жизнь современного человека уже не мыслима без отчества, и это не только прочность традиций – официальная уважительная форма обращения, но и практическая необходимость – различение людей имеющих одинаковые имя и фамилию.


источник


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Пишу мало, думаю много!
Имя: Валя С
С нами с: 22 сен 2015
Сообщений: 162
Изображений: 0
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 8 раз
Интересно, с удовольствие выделила несколько минут на это чтиво)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Автор темы
С нами с: 07 фев 2008
Сообщений: 26577
Изображений: 238
Благодарил (а): 2907 раз
Поблагодарили: 3878 раз
Сколько на свете «светлых» имён?

Как вы думаете, откуда появилось имя Светлана? Есть гипотеза, что имя это вовсе не древнеславянское, как мы привыкли считать, оно было придумано в начале XIX века. И «изобретателем» его был не поэт В.А. Жуковский, автор знаменитой баллады о том, как «в крещенский вечерок девушки гадали», а другой поэт – А.Х. Востоков, написавший в 1802 г. «старинный романс» под названием «Светлана и Мстислав».

Об этом имени даже книга написана. Так и называется: «Светлана. Культурная история имени». Издана в 2007 году в Санкт-Петербурге, автор – филолог Елена Душечкина. Рецензия на эту книгу опубликована в журнале «Знание – сила».

Были у славян и мужские имена со значением «светлый»: Светлан, Светозар и Пересвет. Последнее – «мирское» имя героя Куликовской битвы (он был монахом и в крещении звался Александром). Долгое, многовековое сосуществование «мирских» и «крёстных» имён на Руси – отдельная тема.

Имена со значением «светлый» есть у разных народов, в разных языках. Два таких имени – Олег и Ольга – принесли на Русь варяги-скандинавы. Основа имён та же, что в немецком прилагательном hell – светлый (язык варягов относится к германской группе). Есть предположение, что первоначально эти имена произносились как Хельг и Хельга, на Руси же они получили звучание Ельг и Ельга, а затем, окончательно «обрусев», стали звучать как Олег и Ольга.

По-гречески свет – «фос», или в родительном падеже «фотос» (отсюда «фотография» – «светопись» и масса других терминов с тем же корнем). В русских святцах есть мужские имена Фотий и Фотин и женское имя Фотина, или Фотиния. Все они древнегреческого происхождения и означают «светлый», «светлая». Кстати, имени Светлана в святцах нет, поэтому всех многочисленных Светлан в церкви именуют Фотиниями.

Особняком стоит имя Елена: оно имеет догреческое происхождение и тоже означает «светлая», «источник света», часто переводится как «факел». Так звали легендарную красавицу-полубогиню, дочь Зевса и Леды, жену спартанского царя Менелая, из-за которой разгорелась Троянская война. Вот вам и «факел»! Имя Елена связано и с Гелиосом-Солнцем, и с Селеной-Луной. Интересно, что это имя часто встречается в русских сказках, пожалуй, не реже, чем Василиса. И тоже непременно с эпитетами Прекрасная или Премудрая.

Теперь остановимся на «светлых» именах латинского происхождения. Свет по-латыни «люкс». В Древнем Риме имя Люциус – «светлый» было одним из самых популярных, достаточно вспомнить философа Люция Аннея Сенеку. Имена Лука и Лукьян (Лукиан) тоже означают «светлый». Между русским Лукьяном и французским Люсьеном гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд: оба они происходят от древнеримского имени Люциан, означающего
«светлый».


Есть и женское имя Лукия (ударение на предпоследнем слоге). В России оно практически не встречается, а вот на Западе это имя популярно: Люция, Люси. В двадцатые годы минувшего века в СССР была мода на «новые», «советские» имена, и девочкам не так уж редко давали имя Люция, но ударение при этом ставили на первом слоге и значение имени связывали со словом «революция». Одной из носительниц такого имени особенно «повезло»: у неё был брат-близнец, которого идейные родители назвали Рев. Рев и Люция – вместе получалось «революция».


Лука, Лукьян и Лукия (Люция) – это всё имена со значением «светлый», «светлая». А вот сходное по звучанию имя Лукерья не имеет ничего общего с латинским «люксом» – светом. Лукерья – это русская народная форма имени Гликерия, которое пришло к нам из древнегреческого языка и означает «сладкая» (вспомним однокоренные слова «глицерин» и «глюкоза»). Зато есть латинские «светлые» имена с другими корнями: Клара – «ясная» и Фаина – «сияющая».

На древнееврейском языке «свет» звучит как «ор» или «ур». В Библии упоминается имя Уриил, означающее в переводе «свет божий». Это имя одного из архангелов. Был ещё Урия Хеттеянин, тот самый, которого царь Давид послал на верную гибель, чтобы завладеть его женой Вирсавией. Имя со значением «светлый» не спасло незадачливого военачальника. И, пожалуй, больше «светлых» имён в Библии не найти. Зато нередко наша соотечественница Светлана, уехав на постоянное жительство в Израиль, берёт там новое имя: Ора – «светлая». Она просто переводит своё имя с русского на иврит.

Есть и «светлое» имя иранского происхождения – Роксана. Так звали жену Александра Македонского, бактрийскую княжну (Бактрия – это восточная часть Персидской империи, сейчас на этой территории расположен Афганистан). Роксана – греческая форма имени, которое на древнеперсидском языке звучало приблизительно как «Раохшна», восходя к иранскому корню «рахш» – «свет». Иранское «рахш», как и латинское «люкс», родственно праиндоевропейскому слову «луксна» – «светило», от которого произошло слово «луна». Роксана – это та же Светлана, но в иранском варианте.

Имя жены Александра Великого осталось в истории: на современном Востоке популярны не только женское имя Рушания, но и мужское – Равшан. В России имя Роксана пока остаётся редким и экзотическим. Толкователи имён приписывают ему мощную энергетику и поистине блестящие перспективы. Что ж, поживём – увидим.

Продвигаемся дальше на восток. Свет по-арабски – «нур» (вспомним хотя бы название знаменитого алмаза: «Кох-и-нур» – «гора света»). Имя Нурия – «светлая» часто встречается у мусульманок. Компонент «нур» может присоединяться и к мужским именам: например, Нурсултан – «светлый царь» или Нурали (имя Али означает «возвышенный, благородный»). Вот как много разноязычных «светлых тёзок»!

источник


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 3 ]

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]