По достижении 85 лет Его Величество прекращает водить автомобиль. Возможно, это некоторый намёк другим соотечественникам почтенного возраста.
Управление Императорского двора Японии объявило о том, что Его Величество Император прекращает вождение автомобиля после достижения им 85 лет 23 декабря.
В январе позапрошлого года Его Величество прослушал курс лекций для пожилых людей* и обновил водительские права, и при этом выражал намерение больше не продлевать срок своего водительского удостоверения по истечении 3-летнего срока действия новых прав. Водительское удостоверение Императора станет недействительным в январе следующего года. Его Величество не будет производить процедуру их аннулирования**, но и не будет ездить за рулём после своего дня рождения, 23 декабря.
(*Для водителей старше 70 лет в Японии предусмотрена практика посещения курса лекций для пожилых людей при замене водительского удостоверения)
(**Для пожилых водителей в Японии предусмотрена процедура добровольного аннулирования ещё действующего водительского удостоверения, осуществление которой, кроме серьёзных неудобств, связанных с потерей возможности управлять автомобилем, влечёт за собой и кое-какие плюсы, способные в определённой степени компенсировать возникающие неудобства)
За рулём Его Величество, в частности, выезжал по утрам в уикенд для прогулок по находящемуся на территории Императорского дворца Восточному саду Хигаси-Гёэн, с супругой Императрицей на переднем пассажирском сиденье.
После получения своего первого водительского удостоверения в 1954 году, Его Величество до настоящего времени обошёлся без дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.
Видео ANN от 22.12.2018, с кадрами Императора Японии за рулём автомобиля, снятыми пять лет назад
---------------------------------------
Конечно, трудно предположить, что Императору в последние годы приходилось активно ездить за рулём, тем более по дорогам общего пользования. Но, возможно, этот поступок Императора в какой-то степени послужит примером для других пожилых водителей, поскольку проблема дорожно-транспортных происшествий, возникающих по вине водителей почтенного возраста, из-за ухудшения памяти, реакции, способности быстро принимать решения, а то и деменции (приобретённого слабоумия, тоже серьёзной социальной проблемы современной Японии, с её высокой средней продолжительностью жизни) приобретает в Японии всё более серьёзный характер.
Нередки случаи, когда пожилые водители, перепутав педаль тормоза и газа, разгоняются на парковке у магазина и врезаются в его стену, либо когда они каким-то образом выезжают на ту часть трассы, которая предназначена для движения в противоположном направлении, причём это им «удаётся» даже при наличии ограждения, разделяющего направления.
При продлении срока действия водительских прав для пожилых водителей в Японии существует практика просветительской работы и обследования с целью выявления серьёзных функциональных нарушений, не позволяющих садиться за руль. Однако самый надёжный способ исключения риска трагедии – это добровольный отказ от прав на вождение автомобиля, если человек сам заподозрил за собой что-то неладное.
С этой целью в Японии ведётся разъяснительная деятельность, призванная побудить пожилых водителей совершить такой поступок. Но многие люди склонны оттягивать этот момент, потому что потеря возможности водить может означать потерю возможности продолжать собственный небольшой бизнес, либо просто совершать покупки в магазинах, если жильё находится довольно далеко от оживлённых центров.
Плюс к этому, в Японии, где понятие «паспорт» относится только к документу для зарубежных поездок, водительское удостоверение с собственной фотографией часто используется как удостоверение личности в административных учреждениях, в банках и при получении посылок. Для решения этой проблемы предусмотрена выдача людям, которые добровольно «сдали» свои водительские права, свидетельства об обладании такими правами в прошлом, в котором тоже есть фотография и которое тоже может выполнять функцию удостоверения личности.
А для компенсации неудобств, возникающих в повседневной жизни, внедряются различные практики введения скидок на поездки общественным транспортом и такси, а также на определённые товары и услуги. Причём такая работа зачастую проводится на уровне префектур и муниципалитетов. Если говорить о кардинальном решении проблем людей, отнесённых к категории тех, кому «затруднительно осуществлять покупки», то и широкая общественность, и бизнес, и власть возлагают большие надежды на развитие технологий беспилотного вождения и доставки покупок с помощью дронов.