В Японии разработали роботизированную тележку-трансформер.Разработчики рассчитывают «выкатить» тележку на рынок в течение 5 лет, снабдив её дополнительными возможностями.В Токио 17 марта состоялась презентация 3-колёсного персонального средства передвижения ILY-A (Айли-Эй), оснащённого роботизированными технологиями.
Фото с сайта MynaviILY-AНе первый в этом роде, но по-своему новый.В последние годы в мире набирает силу тенденция разработки новых типов высокотехнологичных персональных транспортных средств. Одними из самых ярких примеров можно назвать
Segway и
Honda UNI-CUB.
Снимок сайта Segway JapanОдна из моделей Segway. Согласно японскому законодательству по состоянию на 2010 год, использование Segway на дорогах общего пользования запрещено, использование ограничено частными и закрытыми территориями (например, торговые центры, аэропорты, тематические парки).Снимок сайта HONDAUNI-CUB β. Прототип UNI-CUB впервые был продемонстрирован в 2011 году, как улучшенная версия показанного в 2009 году персонального средства передвижения Honda U3-X. Готовый UNI-CUB был продемонстрирован в 2012 году, а в 2013 году была показана усовешенствованная версия UNI-CUB β, созданная с учётом результатов испытаний. Изначально предполагается применение UNI-CUB в безбарьерной среде крытых помещений крупных объектов, число которых в последнее время растёт, а размеры - увеличиваются (например, в торговых центрах, аэропортах, музеях, библиотеках, океанариумах).И вот появился ещё один проект -
ILY-A, который на днях продемонстрирован в Токио. Разработчики надеются на то, что он станет новой вехой в истории транспортных средств, рассчитанных на одного человека. В любом случае, существенное инновационное разнообразие в среде personal mobility vehicles, похоже, будет обеспечено.
Название
ILY-A состоит из сокращений.
ILY – это Innovative Life for You.
A – это Active.
Разработчики – две серьёзные организации.Одна из них –
Технологический центр робототехники будущего (
Future Robotics Technology Center – fuRo) при Технологическом институте Чиба. Команда центра из 20-ти человек под руководством известного создателя роботов Такаюки ФУРУТА в настоящее время не только добилась успеха в Японии и в мире, но и вносит свой вклад в проведение исследований после аварии на АЭС Фукусима-1.
Команда Технологического института Чиба успешно выступает на международных соревнованиях среди роботов RoboCup. В частности, на RoboCup2014, проводившихся в Бразилии, она достигла полного превосходства в состязаниях футбольной лиги роботов-гуманоидов в категории KidSize (до 90 см). Команда fuRo успешно выступает также и на проводящихся регулярно в Японии состязаниях Tsukuba Challenge, где проверяется способность автономных роботов самостоятельно действовать и автоматически выполнять задания (включая передвижение по заданному маршруту и поиск заданных объектов) не в лаборатории, а в реальных городских условиях. В этих состязаниях роботам команды fuRo три года подряд удалось достичь выполнения миссий, что демонстрирует высокий уровень технологий искусственного интеллекта и автономного управления. После аварии на АЭС Фукусима-1 команда fuRo создала единственного в мире робота, способного преодолевать все 5 уровней зданий АЭС и выполнять различные задания. Сильной стороной fuRo являются высокий уровень исследований, разработок и соединения воедино разных технологий в области робототехники, включая искусственный интеллект и сенсорное восприятие.
Задачи fuRo в проекте ILY-A – это его фундаментальное обеспечение, связанное с проектированием и разработкой прототипа, оснащением системы управления интеллектом.
Другой разработчик – известный во всём мире крупный производитель автомобильных комплектующих
Aisin Seiki, издавна специализирующийся в той области автомобилестроения, которая касается движения, маневрирования и торможения. В России эта компания (теперь уже – целая группа компаний) многим известна по автоматическим трансмиссиям, установленным на автомобилях не только Toyota, но и многих других производителей, как Японии, так и других стран. Кроме автомобилестроения, Aisin Seiki и предприятия группы Aisin работают в сферах, связанных с обустройством жилищ и энергосбережением. В частности, известны такие бренды группы, как ASLEEP (высокотехнологичные системы для сна и расслабления тела), TAOC (аудиосистемы и гасители вибрации), а также швейные машинки AISIN и оборудование для людей с ограниченными возможностями.
Роль
Aisin Seiki в проекте ILY-A, как производителя, работающего с рынком – это придание проекту товарной ценности и внедрение его на рынок, связанные с разработкой концепции товара, дизайна и технологии массового производства, в том числе с целью снижения себестоимости.
В чём новизна?Как следует из названия, устройство обещает инновационную персональную жизнь, причём жизнь достаточно активную.
В совместном
пресс-релизе Aisin Seiki и fuRo разработчики обратили внимание на то, что различные типы средств передвижения на короткие расстояния, используемые в настоящее время в городах, часто предназначены для применения лишь с определённой целью или в определённых ситуациях.
Конечно, велосипеды имеют широкий круг пользователей.
Но вот пожилые люди в Японии часто пользуются электрическими мобильными скутерами, предназначенными для движения по тротуарам и называемыми здесь «Senior Car».
Пример мобильного электрического скутера для пожилых людей. Фотография с японского сайта Yahoo.Молодёжь же часто пользуется кикбордами, в том числе и в спортивных целях.
Пример электрического кикборда-скутера. Фотография с японского сайта Yahoo.Кроме того, в роли персональных транспортных средств передвижения без двигателя для малышей выступают детские коляски, а для людей старшего поколения, испытывающих трудности при ходьбе – их подобия.
Пример приспособления, способного помочь пожилому человеку передвигаться и сократить количество выходов в магазин, позволяя делать покупки впрок. Фотография с японского сайта RakutenА для тех людей, кто не испытывает проблем с ходьбой, но кому приходится совершать довольно объёмные покупки (в частности, домохозяек), подспорьем служат тележки, которые можно катить за собой (Shopping Cart).
Пример тележки для покупок. Фотография с японского сайта Rakuten.На этом фоне у авторов идеи возник вопрос: а не настало ли время для того, чтобы слить воедино все эти средства передвижения и создать новое, которое стало бы другом человека в разных ситуациях и лёгким в применении устройством, которое вошло бы в жизнь и культуру, сделало бы жизнь людей разных поколений более удобной? Ответ был дан положительный: конечно, да!
Так появился проект ILY-A, трансформируемого устройства, наделённого функцией принимать четыре формы и соединившего в себе все персональные средства, предназначенные для передвижения, спортивной активности, совершения покупок и вовлечения в активную жизнь людей с ограниченными возможностями.
Четыре формы означают четыре режима, четыре стиля применения.
Иллюстрация сайта Aisin SeikiVehicle modeРежим транспортного средства. Для собственно передвижения. В положении сидя.
Kickboard modeРежим кикборда. Спортивный режим. Можно передвигаться с помощью своей мышечной силы, а в случае усталости – с помощью мотора.
Cart modeРежим тележки. Для перевозки багажа. Его можно использовать также и как вспомогательное средство при ходьбе.
Carry modeРежим транспортировки. Для тех случаев, когда приходится «саночки возить». Компактно сложенное устройство не требует много места. Его можно брать с собой куда угодно, ехать с ним в общественном транспорте или везти его в автомобиле, что значительно расширяет область его применения.
Трансформация осуществляется вручную.
Что в тележке от роботов?Поскольку один из разработчиков проекта специализируется на создании роботов, ILY-A наделён функциями, помогающими человеку в управлении и обеспечивающими безопасность: ведь он предназначен для людей самых разных – от молодёжи до активных людей старшего поколения. Это интеллектуальная функция безопасности, интеллектуальная функция самодиагностики и самоконтроля, а также ряд функций помощи в управлении.
Интеллектуальная функция безопасности.Объединяет в себе высокий уровень технологий в области робототехники и технологию создания карт в режиме реального времени на основе показаний находящегося под рулём лазерного сенсора.
Фото сайта MynaviДистанция действия сканера – 5 метров. Отслеживается не только то, что находится впереди, но также и то, что находится по бокам, что помогает искусственному интеллекту предотвращать столкновения.
Устройство само оценивает окружающую обстановку и управляет скоростью. При наличии потенциальных препятствий, как неподвижных, так и движущихся, скорость регулируется автоматически, а при угрозе столкновения срабатывает автоматическое торможение.
Интеллектуальная функция самодиагностики и самоконтроля.Поскольку простота в управлении и безопасность движения обеспечиваются сложными системами, то, естественно, возникают вопросы об их бесперебойной работе. В порядке ли система управления? В норме ли система привода? Работают ли компьютерная система и распределённая система связи? ILY-A постоянно производит самодиагностику и контроль своего здоровья. Если возникает неисправность, то ILY-A незамедлительно входит в режим аварийной остановки, благодаря чему происшествие предотвращается заблаговременно.
Функции помощи в управлении.В режиме кикборда (Kickboard mode) устройство автоматическое определяет, происходит ли движение с помощью мышечной силы или с помощью мотора, что находит отражение в управлении колёсами (утверждается, что в этом режиме, а также в режиме Carry mode, двигать аппарат своими силами настолько легко, что не ощущается присутствие электродвигателя). В режиме тележки (Cart mode) правая и левая стороны панели управления меняются ролями. Кроме того, ILY-A оснащён различным программным обеспечением для помощи в управлении в различных режимах.
Рыночные надежды и перспективы.Представленный образец имеет максимальную длину 96,5 см и ширину 44 см.
Максимальная скорость -10 км/ч.
Масса – от 30 до 40 кг, но в будущем планируется снизить её до 10 кг с небольшим.
Такаюки ФУРУТА, руководитель Технологического центра робототехники будущего
fuRo, утверждает, что, в отличие от Segway и UNI-CUB, появившихся ранее, ILY-A является «не просто средством передвижения, а новым стилем жизни», поскольку сочетает в себе многие уже существующие городские средства передвижения и расширяет свободу действий людей разных поколений в разных жизненных ситуациях. Следует отметить, что в ILY-A приняли решение отказаться от управления с помощью балансирования собственным весом, как это происходит в Segway и UNI-CUB, в пользу панели управления, чтобы никто не был ограничен в возможности управлять этим устройством. Между тем, известный создатель роботов признаёт, что представленный сейчас образец ILY-A – это всего лишь прототип, который для воплощения в рыночный продукт нуждается в уменьшении массы и доработке всех узлов. Но Такаюки ФУРУТА считает, что свои основные черты проект уже приобрёл, и намеревается продолжать над ним работу, чтобы адаптировать его к рынку и улучшить его функциональность, в том числе с использованием облачных технологий.
Кацухико ЭГУЧИ, исполнительный директор Aisin Seiki, смотрит на вопрос адаптации проекта к рынку с точки зрения экономического вопроса – цены. Компания ставит перед собой цель создать на базе проекта рыночный товар в течение пяти лет, но цена, похоже, будет довольно высокой, хотя ещё и не определена. Кацухико ЭГУЧИ с пониманием относится к мнению тех людей, которые хотят видеть цену примерно такой, какая сейчас существует на велосипеды со вспомогательным электродвигателем. На самом деле, если рассматривать рыночное позиционирование (целевой сегмент), рассматриваемое компанией для ILY-A, то при сравнении с существующими ныне типами средств передвижения он близок как раз к таким велосипедам, хотя сегмент электрических скутеров для пожилых людей Senior Car, согласно позиционированию, он тоже захватывает.
Иллюстрация с сайта MONOistПри этом Кацухико ЭГУЧИ указывает на то, что есть такие велосипеды высокого класса, которые стоят более 1 миллиона йен (около 10.000 долларов США), и есть люди, которые такие деньги за такие велосипеды платят. И Кацухико ЭГУЧИ выражает желание создать на базе ILY-A товар настолько привлекательный, чтобы люди хотели приобрести его даже за такие деньги.
Мировая премьера ILY-A ожидается на крупнейшей международной выставка дизайна Milan Design Week 2015, где проект будет демонстрироваться на стенде Aisin. Выставка будет проводиться с 14 по 19 апреля.
Фото сайта MynaviТакаюки ФУРУТА (слева), руководитель Технологического центра робототехники будущего при Технологическом институте Чиба, и Кацухико ЭГУЧИ, исполнительный директор Aisin Seiki. Наука и бизнес.Каким будет рыночная жизнь нового проекта, и в каком виде он выйдет на рынок – покажет время. При этом следует учитывать два обстоятельства.
1. Дальнейшее развитие и совершенствование автомобилей может сократить потребность в тех комплектующих и системах, которые сейчас составляют львиную долю производства и продаж Aisin, поэтому компании в любом случае приходится выходить на новые рынки, при этом используя те технологии и тот опыт, которые являются «коньком» Aisin.
2. В проекте международных соревнований RoboCup, в которых активно и успешно участвует один из авторов проекта, Технологический центр робототехники будущего fuRo, в качестве конечной цели предложено
создание к середине 21 века команды полностью автономных человекоподобных роботов, которая должна выиграть у победителя чемпионата мира в матче с соблюдением официальных правил FIFA. Многие технические решения, возникающие на пути к этому фантастическому на данный момент результату, будут находить свою реализацию на рынке гораздо раньше, чем роботы-гуманоиды начнут побеждать людей в футбольном матче.
На основе материалов MONOist и Mynavi, а также пресс-релиза Aisin.Дополнительное видео: состязания Tsukuba Challenge 2014