Форум Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Автор

Не в сети
Пишу мало, думаю много!
Аватара пользователя

Отправить письмо  

Календарь
+ Ноябрь 2017
+ Август 2017
+ Июнь 2017
+ Апрель 2017
+ Март 2017
+ Февраль 2017
+ Январь 2017
+ Декабрь 2016
+ Ноябрь 2016
+ Октябрь 2016
+ Сентябрь 2016
+ Август 2016
+ Июнь 2016
+ Май 2016
+ Апрель 2016
+ Март 2016
+ Февраль 2016
+ Январь 2016
+ Декабрь 2015
+ Ноябрь 2015
+ Октябрь 2015
+ Сентябрь 2015
+ Август 2015
+ Июль 2015
+ Июнь 2015
+ Май 2015
+ Апрель 2015
+ Март 2015
+ Февраль 2015
+ Январь 2015
+ Декабрь 2014
+ Ноябрь 2014
+ Октябрь 2014
+ Сентябрь 2014
+ Август 2014
+ Июль 2014
+ Июнь 2014
+ Май 2014
+ Апрель 2014
+ Март 2014
+ Февраль 2014
+ Январь 2014
+ Декабрь 2013
+ Ноябрь 2013
+ Октябрь 2013
+ Сентябрь 2013
+ Август 2013
+ Июль 2013
+ Июнь 2013
+ Май 2013
+ Апрель 2013
+ Март 2013
+ Февраль 2013
+ Январь 2013
+ Декабрь 2012
+ Ноябрь 2012
+ Октябрь 2012
+ Сентябрь 2012
+ Август 2012
+ Июль 2012
+ Июнь 2012
+ Май 2012
+ Апрель 2012
+ Март 2012
+ Февраль 2012
+ Январь 2012
+ Декабрь 2011
+ Ноябрь 2011

Поиск в дневниках



1 из 52 из 53 из 54 из 55 из 5
28 июн 2013, 09:14

"Все в этом мире вторично"

Количество существующих литературных сюжетов определяется числом возможных коллизий, возникающих в обществе. Пока человек не изменится биологически, существенно не изменятся и индивидуальные и групповые отношения между людьми. Что бывало в древности, то случается и сегодня: «ничего нового под Луной». Сюжеты повторятся, новым взяться неоткуда, пока человек кардинально не изменится генетически и тем не создаст новые коллизии в обществе.
Сколько же самостоятельных сюжетов выделяют? В самом экстравагантном случае, выделяют всего два сюжета. То есть, все коллизии, возникающие в человеческом обществе, сводят к двум типам отношений.
Иные известные авторы определяют число сюжетов в следующих цифрах: 20, 29, 33, 36.

Вот список из 26 шаблонов литературного сюжета.

1. Приключения приходят к герою. Незнакомец приезжает в город.

2. Герой идёт к приключениям. Герой уезжает из родного города.

3. Искание, поиск. Главный герой ищет нечто такое, что изменит мир или его самого.

4. Похождения. Сюжет целенаправлен на определённые чередующиеся события и поступки.

5. Погоня.

6. Спасение. Главный герой избегает опасности с помощью внешних сил.

7. Избавление. Вариация на сюжет спасение, когда главный герой избегает опасности собственными силами.

8. Месть.

9. Загадка.

10. Соперничество. Сюжет с двумя героями, в ходе действий один из которых «восходит», другой – «скатывается».

11. Неудачник, жертва несправедливости. Неблагополучный герой (инвалид, бедняк, заключённый) побеждает намного более сильного противника.

12. Искушение.

13. Метаморфозы. Физическая трансформация кого-то или чего-то.

14. Трансформации. Как метаморфозы, только здесь сюжет нацелен на изменение не внешнего вида, а внутренних свойств.

15. Созревание. Герой растёт физически, морально, духовно, эмоционально, вступает в совершеннолетие, проходит через обряд посвящения и т.п. Зачастую в сюжете обозначен лишь намёк на рост героя, но эти незначительные изменения предполагают большие изменения в будущем.

16. Любовь. Классический сюжет, когда мальчик и девочка встречаются и влюбляются друг в друга.

17. Запретная любовь. Носители общественных правил препятствует любви героев.

18. Жертвоприношение. Устаревающий сюжет, когда общество или отдельные люди приносят человека или животное в жертву богам или иным неземным силам. Один из библейских сюжетов

19. Открытие. Герои раскрывают секреты прошлого, которое влияет на них.

20. Падение. Герой самоуничтожается на почве алкоголя, наркотиков, жадности, совершения преступлений и т.д.

21. Вознесение или нисхождение. Действия власти приводит к возвышению или падению общественного статуса героя.

22. Путешествие героя.

23. Идея. Ставится вопрос и даётся ответ. Классический сюжет – раскрытие тайны.

24. Характер. Сюжет от начала до конца нацелен на описание характера главного героя.

25. События. Жизнь вышла из равновесия и положительные герои восстанавливают справедливость, побеждают зло, сажают законного короля на трон и т.п.

26. Среда обитания. В центре внимания – природный, рукотворный и воображаемый мир, культура, общество.

Право каждого – продолжить этот список.Также можно включить в него архаичные сюжеты «похищение невесты» и «злая мачеха», да и многие другие совершенно специфические устоявшиеся сюжеты, которые невозможно втиснуть ни в один из приведённых шаблонов. Но для тех, кто профессионально не занимается литературоведением и редактурой, полезно ограничить (для себя) список шаблонов.

Примеры произведений, они и так всем ясны: метаморфозы – это «Метаморфозы» Овидия, «Дракула», «Красавица и чудовище»; запретная любовь – это «Ромео и Джульетта», «Госпожа Бовари», «Анна Каренина»; похождения – «Похождения бравого солдата Швейка», «Дон Кихот»…

Есть досконально разработанные коммерческие шаблоны сюжетов. Например, Кристофер Фоглер вычленил 12 последовательных стадий в сюжете "путешествие героя":

1) нетронутый мир – общество плохо осведомлено о проблеме;

2) призыв к приключению – повышение уровня информированности;

3) отказ от вызова – нежелание менять прежнюю жизнь;

4) встреча с наставником – преодоление нежелания менять жизнь;

5) герой переступает порог – путешествие началось;

6) тесты, союзники, враги – начальные перипетии путешествия;

7) приближение к сокровищу – подготовка к большим переменам;

8) главное испытание – попытка больших перемен;

9) награда – последствия попытки;

10) дорога назад – изменение в освящении проблемы;

11) воскресение – последняя попытка больших перемен;

12) возвращение с сокровищем – окончательное решение проблемы.

Не удивительно, что именно шаблон приключений так тщательно проработан. Здесь сказалась роль Голливуда – главного и щедрого заказчика на приключенческие литературные сюжеты, легко превращаемые в кассовые киносценарии. Из этого хорошо обкатанного и финансово зарекомендовавшего себя шаблона нельзя выбросить ни одной из перечисленных стадий. Автор, посмевший это сделать, обязательно будет сурово поправлен редактором, литературным агентом или продюсером. Или может «отдыхать» вдали от массовых тиражей и большого экрана, писать «в стол» и в лучшем случае рассчитывать на категорию «авторское кино». Такие шаблоны закладывают в программу и писатель работает по ней, т.е. наполняет готовую структуру сюжета: облепляет этот скелет мясом придуманных сцен, нервами героев, и вливая в эту готовую конструкцию свежую кровь идеи произведения.

Не один К. Фоглер занимался разработкой шаблона сюжета приключений героя. Отстаивая совершенно иную тактику, Орсон Скотт Кард в своей книге «Персонажи и точка зрения» спрашивает: какой аспект литературной истории больше всего интересует автора? Одной из сильных сторон такого подхода является то, что он подсказывает автору, с чего начать и чем закончить литературную историю.

Так что не стоит бездумно подходить к своим творческим задачам. Если автор пишет для Голливуда, то он заведомый пленник зарекомендовавшего себя шаблона. Пример – «Агент 007»: в любой серии о Джеймсе Бонде можно менять тему, менять режиссёра и актёров… – менять всё и всех, кроме шаблона.




Но если автора интересует сюжет приключений Колобка, который не вписывается в приведённый выше голливудский шаблон приключений героя, исполать ему – и нешаблонное произведение, написанное на художественном уровне Колобка, найдёт своего читателя и зрителя, правда приличных денег не принесёт.

Работа над шаблонами кипит. Похоже, скоро издательства и киностудии будут заключать типовые контракты с авторами книг и сценариев примерно в такой форме: «Сюжет № 22. Стадий – 12: 1-я стадия – 5 сцен на 3 страницы текста (или 2,0 минуты фильма), 2-я стадия – 4 сцены на 2,5 стр. (или 1,5 мин.), 3-я стадия – 2 сцены…». Питер Данн, к примеру, разработал любопытный шаблон для сюжета, в котором два главных героя очень сильно влияют друг на друга, или один из героев резко в одночасье меняется. В шаблоне детально разработана эмоциональная структура взаимодействия таких взаимозависимых персонажей. Это может быть и своего рода соперничество, и история любви, и история запретной любви, и даже преследование или спасение. Главное в этом шаблоне: два героя сильно влияют друг на друга.

http://www.proza.ru/2013/01/16/247


Последний раз редактировалось Дама_с_поленом 28 июн 2013, 09:15, всего редактировалось 1.


    
 


Часовой пояс: UTC + 10 часов